Найти в Дзене
С Богом по жизни

Вездесущность, всеведение и всемогущество Бога

Оглавление
«Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя? Он превыше небес, - что можешь сделать? Глубже преисподней, - что можешь узнать? Длиннее земли мера Его и шире моря» (Иов. 11:7-9).

Познание Бога будет вечно занимать наши умы. Конечно, мы не можем надеяться на исчерпывающее изучение предмета. Бог непостижим для смертного человека. Нет, Он не утаивает Себя от человека. Он жаждет, чтобы человек познал Его, и открывает Себя ему. Мы не способны постичь Бога не потому, что Он не хочет открывать Себя, а потому, что наши возможности ограничены. Бог соизволил открыться человеку, и поэтому до определенной степени Его можно познать. Знать Бога - значит иметь вечную жизнь (Ин. 17:3). Нашей постоянной целью должно быть лучшее знакомство с Богом, хотя досконально понять Его совершенства невозможно.

Говорят, проповедник Роланд Хилл однажды пытался рассказать аудитории о Божьей любви. Вдруг он остановился и, подняв глаза к небу, воскликнул: “Я не могу охватить эту высокую тему и все же не думаю, чтобы самая маленькая рыбешка в океане когда-либо жаловалась на необъятность океана. Вот так и я. Несмотря на свои ничтожные возможности, я могу с наслаждением погрузиться в предмет, необъятность которого мне не дано постичь”. Похожее чувство заставило Павла воскликнуть в одном из своих замечательных славословий: “О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!” (Рим. 11:33).

Именно таким должен быть наш образ мыслей, когда мы изучаем бесконечность Бога. “Велик Господь наш и велика крепость Его, и разум Его неизмерим” (Пс. 146:5). Слово “неизмерим” передает идею отсутствия любых ограничений. За пределами Божьими нет ничего. Он неизмерим. Нельзя представить никаких границ Его величия.

Некоторые Божьи свойства - такие как любовь, милосердие и справедливость - находят, по крайней мере, близкую аналогию в человеке, а вот другие невозможно даже описать. Для некоторых Его метафизических атрибутов в человеческом разуме нет аналогий, и наши описательные термины не могут их выразить. Мы должны использовать те слова, которые имеются в нашем распоряжении, и такие иллюстрации, какие только можем найти, в то же время не забывая об их неполноценности.

ВЕЗДЕСУЩНОСТЬ

Давайте вначале отметим свойство, которое мы называем “вездесущностью”. Этого слова нет в Писаниях, но на протяжении всей Библии факт вездесущности Бога является предметом учения и исходной предпосылкой. Для человека нет ничего более трудного в откровении, чем понимание Божьей вездесущности. Бог не ограничен временем и пространством.

Нам известны две единицы существования: Бог и вселенная. Это означает, что есть Бог и все, что не Бог. Вездесущность предполагает, что Бог, одна единица, проникает в другую единицу, вселенную, и наполняет все ее части. Бог везде. Но это не значит, что в каждом месте присутствует какая-то Его частица, - нет, Он повсюду присутствует во всей Своей полноте. В своей проповеди в афинском ареопаге Павел заявил, что Бог “недалеко от каждого из нас” (Деян. 17:27). В данный момент Он так же близок к человеку на другом конце земли, как и к нам. Богу не нужно передвигаться туда, где Он хочет работать или ответить на молитву. Он целиком обитает в Своем творении. Во всей вселенной нет такого места, где бы вы могли быть ближе к Богу, чем в данный момент. Приближение к Богу не требует паломничества, но лишь покаяния, смирения и послушания. Приблизиться к Нему - значит уподобиться Ему; и наоборот: отдалиться от Него - значит утратить с Ним сходство.

Вы можете спросить: “А разве неправда, что Бог на небесах?” Да, но не только там. “Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь” (Иер. 23:24). Соломон сказал: “Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил” (3 Цар. 8:27). Иисус также учил, что Бог есть дух и поэтому Его нельзя ограничивать каким-либо одним местом (Ин. 4:24). Многие представляют Бога неким Существом, весьма удаленным от Земли, с резиденцией высоко в небе; но Бог повсюду, и стать ближе к Нему можно где угодно. Кто-то сказал, что Бог это круг, чей центр везде, а окружность - нигде.

Для описания отношений между Богом и вселенной вошли в употребление два слова: “имманентность" [пребывание в самом себе] и трансцендентность [нахождение за границами сознания и познания]. Памятуя о том, что есть две единицы существования, Бог и вселенная (Бог и все, что не Бог), “трансцендентность" означает, что Бог выходит за пределы другой единицы, что Он больше мира, что Он над ним. Но хоть Бог и выходит за пределы мира, Он все же обитает в нем и наполняет его, приближаясь к нему в любви и постоянно в нем работая. В этом смысл “имманентности”. Бог не воздействует на Свою вселенную откуда-то издалека.

Имманентность также включает в себя идею постоянного обитания Бога как в пространстве, так и во времени. Исаия называет Бога “Высокий и Превознесенный, вечно Живущий” (Ис. 57:15). Псалмопевец говорит, что Он существовал “прежде нежели родились горы” , еще до рождения земли и всего мира, и добавляет: “И от века до века Ты - Бог” (Пс. 89:3). Это характеризует Божью бесконечность во времени. Он обитает в вечности! Он живет в том, что мы знаем как прошлое, настоящее и будущее.

ВСЕВЕДЕНИЕ

Вездесущность идет рука об руку со всеведением, Божьим совершенным знанием. Вездесущность предполагает всеведение; мы могли бы даже назвать всеведение частью вездесущности. Бог присутствует во всем и нигде не отсутствует. Следовательно, Он присутствует со всей Своей силой знания. Его совершенный разум не может не знать того, что находится в Его присутствии. Иными словами, Бог не может быть вездесущим и чего-то не знать. В Пс. 138 автор с радостью и благоговением прославляет оба эти свойства, вездесущность и всеведение. Мысль, которую передает псалмопевец, заключается в том, что Бог знает все, потому что Он везде. Он везде в Своей вселенной и в вечности. Если нельзя укрыться от Божьего знания, то это потому, что нельзя укрыться от Божьего присутствия. Одна из двух единиц существования, Бог, обладает совершенным знанием другой единицы, вселенной. Кроме того, Бог в совершенстве знает Себя.

Все человеческое знание несовершенно. Мы ничего не понимаем вполне, даже самое малое и самое знакомое, потому что не вполне понимаем целое, к которому все относится. Поэтому наш опыт мало помогает нам в понимании Божьего всеведения. Оно отлично от всего доступного нам знания. Все наше знание - это невежество и глупость в сравнении с Божьим знанием. Все совокупное знание самых умных людей, когда-либо живших на свете, не будет равноценно всеведению. Всеведение означает одновременное знание всего прошлого, настоящего и будущего. “Ведомы Богу от вечности все дела Его” (Деян. 15:18). Как всеобъемлюще Божье знание! Петр воскликнул: “Господи! Ты все знаешь” (Ин. 21:17). Иов сказал: “Он презирает до концов земли, и видит под всем небом” (Иов. 28:24). Говоря о звездах, Исаия писал: “Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени” (Ис. 40:26). Бог знает вселенную во всей ее полноте.

Наш Бог знает все связанное с человеком. Он знает не только все, что уже произошло; Его знание простирается даже на то, что произошло бы, если бы был взят другой курс. Иисус говорил, что Тир и Сидон покаялись бы, если бы увидели чудеса, которые творились в Его время (Мф. 11:21). Бог знает, что в человеке:

«На всяком месте очи Господни; они видят злых и добрых» (Прит. 15:3).
«И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчет» (Евр. 4:13).

Однажды апостолы в своей молитве к Богу назвали Его: “Сердцеведец всех” (Деян. 1:24). Иисус заверял, что даже волосы у нас на голове сочтены и что Бог знает о каждой упавшей птичке (Мф. 10:29, 30). Он также заверял нас в том факте, что “знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду прежде вашего прошения у Него” (Мф. 6:8). Божье знание включает все и не имеет пределов.

ВСЕМОГУЩЕСТВО

Когда Аврааму было девяносто девять, ему явился Господь и сказал: “Я Бог всемогущий” (Быт. 17:1). Это имя указывает на могущество и силу Бога. После того, как Бог пообещал Аврааму наследника, а Сарра посмеялась над этим обещанием, Бог спросил Авраама: “Есть ли что трудное для Господа?” (Быт. 18:14). Знающие Бога таким, каким Он представлен на страницах Библии и каким был явлен в Иисусе Христе, должны ответить на этот вопрос твердым “Нет!” Божья сила - самое очевидное из Его свойств. “Богу... все возможно” , - заявил Иисус (Мф. 19:26). Ангел, явившийся Марии с вестью, что Бог избрал ее стать матерью Господа, добавил: “Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово” (Лк. 1:37).

О Божьем могуществе свидетельствуют чудеса. Он был силен отвести огонь от брошенных в него Седраха, Мисаха и Авденаго. Он был силен разделить воды Красного Моря, заставить топор плыть по воде, успокоить свирепую бурю и превратить воду в изысканное вино. Безграничная сила проявляется в сотворении материи из ничего. Божья работа видна в звездном небосводе; о Его славе вещает твердь. Его могущество видно в природе, в истории и в искуплении. Одним из величайших проявлений божественной силы было то, что Он воплотил ее “во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя в небесах” (Еф. 1:20).

Всемогущество тесно связано с вездесущностью и всеведением Бога. Тот факт, что Он везде, дает Ему возможность знать все и действовать повсюду. Бог силен, способен и достаточен. Он - Господин вселенной, Всемогущий, полностью управляющий Своей вселенной. Он силен сделать все необходимое. Его могущество намного превышает все, что Он сделал в истории человечества. Оно действует так, как предусматривает Его природа и сущность, и во всем, чего требует Его вселенная.

ОПИСАНИЕ БОГА ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЯЗЫКОМ

На первый взгляд кажется, что некоторые места Библии расходятся с тем, что было сказано в уроке. Если Бог повсюду, тогда как Писание может говорить, что Он приходит и уходит, будто человек? Мы читаем, что Он ходил в Эдемском саду, сошел во время строительства Вавилонской башни, являлся разным людям и обитал на Сионе между херувимами. Это можно объяснить тем фактом, что, хотя Бог и не ограничен каким-то определенным местом, Его проявления имеют местный характер. Мы также должны понимать, что о связи Бога с пространством говорится образно. Когда мы говорим, что Бог придет издалека, чтобы наградить или покарать человека, то для описания действий Божества мы используем человеческую терминологию. Ученые называют такие образные выражения “антропоморфизмом”: это когда Бог открывает Себя человеку человеческим языком.

То же самое можно сказать и о тех стихах, в которых говорится, что у Бога есть части тела и что Он выполняет присущие человеку действия. Мы читаем, что у Него есть лицо, глаза, ноздри [дуновение духа], руки и ноги. Он обоняет приятное благоухание, смеется, раскаивается и ревнует к другим богам. Не следует понимать это буквально. Любая характеристика и любое свойство Бога должны описываться понятными человеку словами, и такие выражения мы должны рассматривать просто как удобный язык. Однако эти метафоры все же указывают на то, что в божественном поведении есть нечто аналогичное человеческим свойствам и действиям, на которых основаны эти выражения. Авторы, употреблявшие эти выражения, не воспринимали их буквально. В противном случае они бы считали, что у Бога есть крылья с перьями и что Он - дерево с раскинутыми ветвями, потому что они говорили о Нем, используя эти описательные термины.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Для Божьего чада бесконечность Бога является источником большого утешения и удовлетворения. Раз Бог повсюду, то Он во мне и возле меня. Однажды Энтони Коллинз, известный скептик своего времени, встретил простого деревенского жителя, который шел на богослужение. “Зачем ты идешь в церковь?” - спросил Коллинз. “Чтобы поклониться Богу”, - ответил тот. “А этот Бог, которому ты поклоняешься, большой или маленький?” - не унимался Коллинз. Ответ был весьма неожиданным: “Он такой большой, сэр, что небеса небес не могут вместить Его, и такой маленький, что может жить в моем сердце”. Позже Коллинз рассказывал, что этот простой ответ о Боге оказал на его разум большее воздействие, чем все написанные против Него научные тома.

Бог во мне! Он рядом, чтобы везде помогать мне и избавлять от каждого врага и несчастья. “...Господь близко. Не заботьтесь ни о чем...” (Фил. 4:5, 6). Мы всегда в поле зрения нашего Отца; мы везде можем наслаждаться реальным и очень важным общением с Ним.

Если мы в своей жизни близки к Богу, Его огромное знание является источником нашего утешения. Поскольку Он знает все, Он знает меня и мои нужды. Он знает мои заботы, мои переживания и проблемы. Он знает, над чем я смеюсь и над чем плачу, о чем сожалею и чему радуюсь, когда у меня горе и когда счастье. Он знает все, что мне нужно, даже прежде, чем я прошу о чем-то.

Поскольку Бог всесилен, Он может восполнить мои нужды. Он может сделать все и готов использовать Свою великую силу ради меня. Он способен ответить на молитву и заверяет нас, что сделает это. Наш Бог “может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем” (Еф. 3:20).

Если для одних Божья безграничность является источником утешения, то для других она - источник страха. Вездесущность Бога, Его всеведение и всемогущество - великие истины, над которыми нечестивый не любит задумываться. На протяжении многих веков люди пытались скрыться от Бога. И каждая попытка сделать это так же глупа, как и первая, когда Адам и Ева спрятались в саду (Быт. 3:8). Попытка убежать от Бога и сегодня так же тщетна, как тогда, когда Иона захотел укрыться от лица Господня (Иона 1:3). Многие в наше время не признают, что пытаются скрыться от Бога, но их жизнь показывает, что они имеют такую склонность.

Нельзя скрыться от Бога, ставя под сомнение или отрицая Его существование. Скептик полагается только на исследование и не верит тому, что нельзя доказать математическими выкладками. Он говорит: “Я не знаю, есть Бог или нет”. Другие, для которых главное - личное удовольствие, следуют философии, которая говорит: ешь, пей и веселись. Они спрашивают: “А почему бы и нет, если мы живем всего один раз?” Некоторые из следующих этому курсу - низменные и развращенные люди, другие - законопослушные граждане; но и те, и другие - нечестивцы, безбожники. Большинство же вокруг нас - ни атеисты, ни верующие. Это обычные люди, которые никогда не читают свои Библии, молятся лишь тогда, когда с ними что-то случается, и очень редко посещают церковную службу. Они полагают, что день Господень существует только для личного удовольствия и отдыха. Если атеист говорит, что Бога нет, то это огромное множество людей живет так, будто Его нет. Но как бы человек ни старался убежать от Бога или игнорировать Его, Бог все равно есть!

Мир, как обычно, пребывает в хаосе. Проблем, многие из которых даже самые умные люди на земле, по их собственному признанию, не в состоянии решить, год от года становится все больше. И тем не менее над всей пылью наших маленьких битв и ссор есть Бог.

Однажды псалмопевец подумал, как бы ему избавиться от бед и испытаний.

«...кто дал бы мне крылья, как у голубя? Я улетел бы и успокоился бы; Далеко удалился бы я, И оставался бы в пустыне; Поспешил бы укрыться От вихря, от бури» (Пс. 54:7-9).

Конечно, если бы Давиду были даны крылья и он улетел бы в пустыню, проблемы бы все равно остались - и Бог все равно был бы там. Тот же Давид, сочиняя псалом 138, размышлял о Божьей славе и так воспел Его бесконечное величие, что эти слова эхом прокатились через века и по-прежнему волнуют наши сердца.

Чудеса | С Богом по жизни | Дзен