Вчера я рассказала о картине Паоло Веронезе "Семья Дария перед Александром". Сегодня я опять хочу обратиться к теме покаяния Александра Македонского перед семьей Дария III.
Тема эта имела у живописцев большую популярность. Было написано много картин разными художниками, в разных стилях, в разных интерпретациях. Тем интереснее посмотреть на них и сравнить.
Начнем с картины "Королева Персии у ног Александра (Шатер Дария)" французского живописца Шарля Лебрёна (1619-1690).
Картина практически повторяет сюжет полотна Веронезе. На ней изображена ошибка матери Дария Сисигамбис, принявшей Гефестиона за Александра.
Но, в отличие от Веронезе, Лебрён действие поместил в походный шатер Дария, чем приблизил его к реальности. Одеты персонажи согласно времени.
Практически повторяет эту картину работа Пьера Миньяра (1612-1695) "Великодушие Александра Македонского", написанная девятью годами позже.
Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770) в картине "Александр Великий и семья Дария" остался верен своему любимому рококо и изобразил сцену красочной картинкой.
В картине можно найти много общего с полотном Веронезе: и белый балкон на заднем плане, и Александр с Гефестионом в пурпурно-золотых одеждах, и разодетые преклонившие колени женщины. Правда, Тьепполо добавил шатер для придания атмосферы.
Джованни Баттиста Тьеполо написал на эту тему еще одну картину, хранящуюся ныне в Детройтском институте искусств, под названием "Женщины Дария молят Александра о помиловании"
На картине женщины не на коленях, как подобает быть просящим, а лишь опустили глаза.
Не опустились на колени женщины и на картине фламандского живописца Юстуса Сустерманса (1597-1681).
Лишь умоляюще смотрят на него, и сложены руки в покаянии.
На картине неизвестного фламандского художника 18 века женщины Дария шагнули еще дальше. Они пытаются откупиться от гнева Александра, предлагая ему золото.
Задобрить Александра Великого богатствами хотят и женщины на картине неизвестного художника 17 века. В этом случае предложенный выкуп значительно вырос. Они предлагают Александру целый сундук золота.
Прощению ошибки Сисигамбис Александром Великом посвящена и картина итальянского живописца позднего барокко Франческо Фонтебассо (1707-1769) "Семья Дария перед Александром"
На картине Помпео Батони (1708-1787) Александр настолько великодушен, что даже протягивает руку пожилой женщине.
Протягивает руку помощи Александр и на картине итальянского художника Лаззаро Бальди (1624-1703).
Некоторые живописцы в своих работах отходят от сюжета ошибки матери Дария и изображают на своих картинах женщин, молящих о пощаде.
А картина, приписываемая голландскому живописцу Эсайасу ван де Велде (1587-1630), сюжет о великодушии Александра Македонского отличается от общепризнанного канона. На ней о прощении умоляет сам персидский правитель Дарий III.
А его многочисленные женщины спокойно расположились на поляне, каждая занимаясь своими делами.
Конечно, это далеко не все картины, посвященные великодушию Александра Македонского. Я просто хотела рассмотреть наиболее интересные моменты, которые использовали разные художники.