#культура #искусство #литература #чтение #книги
Эта новелла написана простым, иногда грубоватым, но в то же время поэтичным языком.
Герой новеллы – писатель, «инженер душ человеческих». Через неделю ему 68, год назад он закончил большой роман, судя по всему, на какую-то запретную тему. Это обернулось для писателя неприятностями.
Так, ему грубо угрожают по телефону, обещая «поломать кости» или «проломить башку молотком».
«Он был совершенно неподвижен, но как-то страшно, смертно напряжен, и эта его напряженность словно создавала в комнате, обитой белой клеенкой, незримое, но тягостное силовое поле».
Но он не из пугливых, он побывал в таких местах, которые учат понимать закон силы.
Он убежден: «страхом от страха не лечатся, лечатся бесстрашием».
Писатель сам предлагает телефонной «шушере» встретиться на пустыре. Вот только никто не приходит. Теперь он всегда настороже и никому не доверяет.
Немного позже, встретив в электричке доброго приятеля, он улавливает скрытую опасность, исходящую от его слов. Они едут и болтают ни о чем, а писатель все думает о невидимой ловушке, в которую он неминуемо попадет. И вот уже видится ему, как его по чьему-то приказу убивают какие-то хладнокровные наемники. Но даже в такой жестокой фантазии он представляет, как один из убийц, оказавшись честным и справедливым человеком, начинает как бы жалеть о совершенном и сетовать на послужившие тому роковые обстоятельства.
Что же писатель хочет сказать нам этой новеллой?
- Что, вытирая окровавленный нож, человек теряет сон и душевное спокойствие, обреченный страдать, как у Достоевского?
- Но если эта картинка – лишь предмет его воображения, то и сочувствующий преступник не существует?
В небольшом рассказе заложены и другие вечные смыслы. Так, рассуждая о лекале, актриса, пришедшая к писателю, вдруг говорит:
«Я его ненавижу. Оно хитрое, вокруг всего изгибается, все обнимает, ко всему подползает. У него нет ничего прямого, а все в изгибах, в перегибах, изломах…Да у нас все такие. Я сама первая такая».
Говорит ли она все еще о шаблоне для черчения? Или это в людях нет ничего прямого?
И почему тогда позднее писатель вдруг говорит: «Я же как-никак человечек. Я же ручка, ножка, огуречик! А не какое-то лекало».
Быть лекалом - значит быть не настоящим, – вот она, сложная, но в то же время понятная истина.
Отвечая на вопрос, «лекала» мы, читатели, или «человечки» нам предстоит сами определить критерии этого сравнения, и они могут быть разными вчера, сегодня и завтра.
Размышления навеяны новеллой Юрий Домбровского «Ручка, ножка, огуречик».
Еще материалы о прозе Домбровского здесь здесь здесь
Как вы считаете о чем рассказ Юрия Домбровского "Ручка, ножка, огуречек"? Пишите в комментариях.
Ставьте лайк - это помогает развитию канала.
#обзор #рецензия #литература 20 века #образование. #развлечение
А хороший подарок мужчине на 23 февраля впервые изданный роман Юрия Домбровского "Рождение мыши" здесь