Здравствуйте.
Весьма обрадован, что творчество Александра Барыкина стало доступно на Яндекс.Музыке. Это значит, что пора рассказать об исполнителе, которого мы глубоко уважаем и продолжаем грустить о том, что его с нами нет. А также предложить послушать его некоторые песни читателям, не очень знакомым с творчеством этого советского и российского музыканта. И возможно, кого-то удивить тем, что у Александра Александровича кроме песен "Букет" и "Аэропорт" (на мой скромный вкус, даааалеко не лучших), запиленных и заверченных на радиостанциях до состояния ненависти по отношению к ним, есть масса совершенно великолепных композиций разных лет, к которым непременно нужно регулярно возвращаться.
Несколько дней назад ему должно было исполниться 70 лет (род. 18 февраля 1952 года), но в 2011 году его не стало. И уже очень давно хотелось поделиться отношением к творчеству этого музыканта - в чём-то нестандартного, но всё же с песнями, доступными широкой аудитории. Он стоял как-то в стороне от основного тракта, соединяющего нашу эстраду со слушателем, привыкшим к популярной музыке. Рокер, находившийся у истоков появления в нашей стране музыки в стиле "новая волна", игравший регги, поп-рок, хард-рок, и в то же время умевший писать эстрадные шлягеры и исполнять их как самостоятельно, так и передавая другим исполнителям (одна из таких песен, очень известная, есть в моём сегодняшнем плейлисте). Всего мной было выбрано 12 композиций.
О существовании Барыкина я узнал мальчишкой, когда у моего старшего брата оказалась пластинка-миньон, естественно, фирмы "Мелодия", выпущенная в 1981 году. Общий тираж составил 5 миллионов экземпляров. Тогда мы узнали, что такое группа "Карнавал". На пластинке было всего три песни, но какие! Одну пел Владимир Кузьмин, две другие - Александр Барыкин, обе они включены в сегодняшний плейлист.
После любимой, но ставшей уже традиционной "Машины времени", а также классических эстрадных песен типа "Лесной олень" или "Надежда" - пусть великолепных и вечных, - "Карнавал" оказался для нас, октябрят, пионеров и комсомольцев, да ещё и провинциальных, открытием вселенской важности и значения. Как они смогли так сыграть? - судачили мы, не умея ещё тогда более развёрнуто сформулировать свою мысль. В общем, были счастливы слышать эти несколько песен, и пластинка постоянно вертелась на нашем проигрывателе - радиоле "Кантата-204". Вот он, этот полированный зверь на четырёх не слишком устойчивых ногах.
Никто не знает, что было бы с музыкантами и какими были бы их песни, останься Барыкин и Кузьмин в одной группе. Но Владимир решил покинуть "Карнавал" и пойти собственной дорогой, организовав ещё одну группу, великий "Динамик". И пусть меня забросают всеми тухлыми помидорами мира за такое определение, но большего, чем эти два музыканта, воздействия не смог произвести никто из отечественных исполнителей. Будь то обожаемый "Пикник", горячо любимое "Кино" или важнейший этап в жизни - Юрий Наумов и его "Проходной двор". Но о Кузьмине - в другой раз, и обязательно, а сейчас продолжим говорить об Александре Барыкине. В моей юной жизни, наверное, не было концерта (именно концерта, а не студийной записи), прослушанного столько же раз, как концерт группы "Карнавал" с Барыкиным, года 1982 (поправьте, знатоки), в котором были песни "Балет", "Аэрофлот", "Всё пройдёт", "Карусель", "Актёр" и другие. Некоторые из них в студийных версиях есть в сегодняшнем плейлисте, без них невозможно понять творчество Александра Александровича.
Кое-кто из любителей музыки может посетовать на то, что "рок-музыкант ушёл не туда, попса его поглотила целиком". Меня лично такие мысли не посещали, на протяжении всей жизни у Барыкина находились песни, близкие мне по настроению и состоянию души. Какой-то особенной и тёплой струёй окутала нас с друзьями пластинка "Ступени" в творческом тандеме с композитором Давидом Тухмановым, вышедшая на "Мелодии" в 1985 году. Обязательно напишу о ней отдельно, в том числе о заряжающей "Запасной игрок", заимствовавшей начало у Брайана Ферри "Стоп, мотор", а сегодня в плейлисте есть любимая "Но всё-таки лето". В записи успел также засветиться Валерий Гаина, известный нам, прежде всего, по работе в группе "Круиз".
Ещё одна запоминающаяся веха в творчестве Барыкина - выступление с группой "Рок-Ателье", если не ошибаюсь, на фестивале молодёжи и студентов в 1985-м. Заслушивали эту концертную запись до визга бобин и дыма из магнитофона. Особенно засели в памяти "Звёздный корабль" и "Натали", причём первая в студийной версии звучит на мой вкус не особо интересно, как-то очень причёсанно. А в концертном варианте она была прямо как регги-песня, привезённая контрабандой с Ямайки в Россию и расцветшая у нас пышным цветом. Она звучала примерно так:
И ещё были у Барыкина песни, которые можно считать не роком, а просто музыкой для людей, любящих красивую мелодию и достойные стихи, их много. А о деталях жизни музыканта, о взлётах и падениях, о браках и предательствах пусть пишут другие. Мне это не нужно, я всего лишь прошу не забывать этого прекрасного автора и музыканта и предлагаю послушать дюжину замечательных песен, которые не могут оставить равнодушным. Он будет со мной всегда. До встречи.
О других музыкантах на этом канале: