Найти тему
Рафаэль Авсахов

Чукотское кольцо 2019

На побережье Ледовитого океана.
На побережье Ледовитого океана.

Летом 2019 года осуществили с товарищем прошли через Чукотское нагорье, при этом впервые пересекли полуостров с севера на юг от Мыса Шмидта до Анадыря пешком и на байдарке "Викинг-4.7".
Автономно, от Тихого океана до Ледовитого и обратно.
Пройдены: стокилометровые участки Чукотского и Берингова морей, 11 рек (из них 4 против течения), 14 озёр, 4 пеших волока.

Итого около 1300 км за 64 дня активной части, без дозаправки продуктами, населённых пунктов и т.п.

Подъем по наледям реки Тавреран (Чукотское нагорье).
Подъем по наледям реки Тавреран (Чукотское нагорье).

Планы.

Наш интерес к комбинированным походам возник не случайно и не сразу, изначально мы — водники. Как и у многих самодеятельных туристов первым и основным плавсредством являлся катамаран, со сплавами из точки А в точку Б. Понимание необходимости перехода на смешанные схемы пришло по мере постепенного наращивания сложности маршрутов, желания осваивать наиболее глухие территории. Далее была серия походов в вариантах: пешая часть-сплав, сплав- пешая часть-сплав. Позже, после рождения детей, последовали детские сплавные походы с постепенным усложнением по мере их взросления и итоговым путешествием по нитке Алгама-Гонам-Учур в Южной Якутии, на родину Улукиткана. https://www.youtube.com/watch?v=HKbvBd1X_6A&t=2149s

Вид на Чаантальский хребет.
Вид на Чаантальский хребет.

Все это время удручали ограниченные возможности катамарана как судна, пригодного для подъема против течения. И если с узковязанным катамараном двойкой это возможно на небольшие расстояния, то с четверкой — нет. Байдарки же в силу разных причин, как пригодное плавсредство и особенно для сложных комбинированных походов не рассматривались. Поворотным моментом стало прочтение отчета о пеше-водном походе Валентина Чугая и Ирины Опанчук вдоль Уральского хребта в 2014 году. Стали понятны и оценены возможности современных каркасно-надувных лодок в плане их универсальности для передвижения по рекам вверх-вниз и, что очень важно, по морю. Плюс, примерно в это же время я прочел книгу Марины Галкиной «Одна на краю света», где описывается ее одиночный поход по Чукотке 1998 года с прохождением полуострова с юга на север на каркасном каяке. Оба похода, в моем понимании, шедевры, а их участники герои наших дней. Так родилась мечта о долгосрочном и протяженном путешествии по восточной оконечности России.

Движемся в сторону поселка Амгуэма.
Движемся в сторону поселка Амгуэма.

Далее все просто и по принципу - если долго смотришь на карту, маршрут прорисовывается сам. Так и здесь, при изучении нитки движения М.Галкиной проявился альтернативный вариант пересечения Чукотского полуострова по системе рек, но только с севера на юг, что более приемлемо по климатическим и географическим особенностям региона. Климат короткого чукотского лета подталкивает на прохождения северного побережья в первую очередь со смещением на юг, география же такова, что реки бассейна Ледовитого океана значительно короче рек текущих в Тихий океан, соответственно прохождение их подъемом против течения менее энергозатратно. Приплюсовав к этому участок подхода к начальной точке пересечения и транспортную заброску появилось понимание, что маршрут превращается в кольцевой. В итоге поход имеет две идеи – прохождение полуострова кольцом от Анадыря до Анадыря и чистое автономное трансконтинентальное его пересечение в частности.

Чукотское море. Коса Двух Пилотов.
Чукотское море. Коса Двух Пилотов.

Путешествие представлялось сложным физически и дорогим финансово несмотря на минимум элементов заброски-выброски, тревогу же по части преодоления вызывали лишь морские участки, но наличие на Чукотском море стокилометровой песчаной косы позволяющей идти по тихой воде в зависимости от ветра, а также понимание что участок Берингова моря является заливом-лиманом, добавляло оптимизма.

Ветер пригнал льдины с жильцами.
Ветер пригнал льдины с жильцами.

Таким образом имея нулевой опыт байдарочных походов было понимание о реальности задуманного, идти решили вдвоем, само собой без детей и жен, байдарки — покупать и опробовать в менее сложном комбинированном походе, что и было осуществлено на Кольском в 2018г. https://www.youtube.com/watch?v=lbo0zeFeqPI&t=407s

Подъем вверх по реке Эквиатап.
Подъем вверх по реке Эквиатап.

Далее маршрут выстроился одномоментно, с некоторыми корректировками в последующем. А именно, увидев возможность автономного прохода через полуостров от устья р.Эквиатап до г.Анадырь стало понятно, что идти до него нужно по Чукотскому морю, попасть на которое можно по реке Амгуэме на берегу которой расположен одноименный поселок имеющий транспортное сообщение с поселком Эгвекинот. Эгвекинот в свою очередь связан с Анадырем авиа и морским сообщением. В принципе можно было бы пройти этот сквозной трансконтинентальный участок стартовав от п.Мыс Шмидта, в который есть рейс вертолета из п.Эгвекинот и находящийся в 20 км от устья Эквиатапа, но во-первых мы попали бы в зависимость от погодных условий на осуществление перелета, во-вторых потеряли бы сплав по Амгуэме и проход по Чукотскому морю, что значительно обеднило поход.

Один из найденных непростых камней.
Один из найденных непростых камней.

Основные достоинства данного маршрута: 1) разнообразие нитки по последовательности разнохарактерных участков; 2) качество препятствий (море, волок, сплав, пешая часть) - изменение условий передвижения на всем его протяжении; 3) смена ландшафтов, климатических условий, фауны, флоры и т.д. На наш взгляд именно эмоциональная насыщенность этого «винегрета» является главным преимуществом и особенностью этого похода. Еще одни существенный момент это отсутствие проблем и затрат на выброску. Нужно было лишь заложить несколько дней запаса на возможное временное ухудшение погодных условий при прохождении Канчаланского лимана на подходе к г.Анадырь и соблюдение графика по ходу движения.

Виды со склона г.Капитанской.
Виды со склона г.Капитанской.

И о вариантах аварийного выхода. Таких возможностей три и они более-менее равномерно расположены по нитке, это: - выход через п.Мыс Шмидта расположенный в окончании морской части по Ледовитому океану, - по трассе Эгвекинот – Певек при пересечении сплавом по р.Конталяваам, где можно рассчитывать минимум на одну машину в день, - из п.Канчалан, куда можно попасть поднявшись от устья р.Ынпынгевкууль. За счет этого, несмотря на абсолютную ненаселенку и практически нулевые шансы встречи с людьми на основной и наиболее тяжелой части маршрута, вероятность самостоятельного спасения в случае непредвиденных ситуаций можно считать значительной.

Могила чукчи.
Могила чукчи.

Итоги.

Однозначно это лучший, самый серьезный и сложный поход, из пройденных нами ранее. Как и предполагалось, маршрут оказался крайне разнообразен по части количества и динамики смены препятствий, отличия пройденных частей и отдельных его участков друг от друга, различия их ландшафтов и климата. К этому можно добавить обилие птиц и зверей, набор видов которых значительно разнится на территории не такого уж большого Чукотского полуострова.

Волк охотился на олененка, но мы помешали.
Волк охотился на олененка, но мы помешали.

За 54 ходовых дня было пройдено: -пешеходная часть 274 км, из них пешие переходы 36 км, подъемы против течения 238 км, -водная часть 994 км, из них по морю 198 км, по озерам 54 км, сплавы по рекам 742 км. -11 рек (4 против течения), 4 пеших перехода, 14 озер, 3 радиальных выхода в горы. Количество дней с осадками – 11. Минимальная температура воздуха -6, максимальная +26 (в тени). Пройденный маршрут характеризуется достаточной технической сложностью и большой протяжённостью, полной автономностью, что потребовало от участников хорошей физической, технической и психологической подготовки. Налицо оздоравливающий эффект от нагрузок и мобилизации организма вследствие стабильных холодных процедур начала похода. Немаловажно значение длительной диеты и здорового питания на маршруте. Возможно некоторую положительную роль во время переохлаждений сыграло употребление сорокаградусной перцовки в объеме 100 грамм во время критического замерзания, либо 70-80 грамм в обычные ходовые дни. На дневках воздерживались. Согласно рекомендаций ВОЗ, безопасным для здоровья является 210 грамм чистого спирта в неделю, при чем в ней должно быть не менее двух трезвых дней. Можно сказать, что шли в этих рамках, не зная о них на старте, определив рекомендуемые объемы интуитивно. Тем же, кто способен обходится в условиях Крайнего Севера без этой статьи в графе продукты — честь и хвала.

Медно-купоросный залив оз.Гиленомкыгытгын.
Медно-купоросный залив оз.Гиленомкыгытгын.

Поход был пройден успешно, в пределах графика, который в силу наличия свободного времени участников был составлен с запасом. Данный маршрут рекомендуется группе, очень хорошо подготовленной физически. Очень важна психологическая совместимость участников, а так же единство целей похода для всех и каждого из участников. Снаряжение в целом без нареканий. Байдарка «Викинг 4.7», отлично показала себя на морских переходах, сплавам по рекам с достаточной глубиной. За почти 1300 км сплава и подъемов против течения, часто в жестких условиях, был лишь один прорыв шкуры, вне усиленной части. Проблемы байдарки это опасные зацепы килем за малозаглубленные камни при движении на скорости, грозящие переворотом, плюс отсутствие самоотлива. В расчете на минусовые температуры в сентябре, при подходе к Берингову морю, была предусмотрена дополнительная одежда: легкие пуховики, флисовое белье и т. п., которая не понадобилась из-за затянувшегося бабьего лета. На Ледовитом океане, в июле, она также не была востребована, несмотря на температуру близкую к нулю, и ветер с моря. Сапоги из ЭВА в сочетании с неопреновым носком 3 мм держат тепло, легкие, подошва стерлась незначительно. Трекер, как средство связи, удовлетворил все требования, большего нам и не нужно.

Долина р.Танюрер. Виден один из трех реликтовых лесов Чукотки.
Долина р.Танюрер. Виден один из трех реликтовых лесов Чукотки.

Ружье для походов в этих краях желательно, на крайние случаи, которые вполне реальны, а для побережья Ледовитого океана обязательно. К счастью оно не пригодилось в целях самообороны, скомпенсировав свой вес добытым мясом птицы, которой в осенний период предостаточно. Сеть нужна как средство от безрыбья, если есть расчет подпитываться на маршруте рыбой. Сложилось мнение, что «выживальщикам» стоит брать мелкую ячейку 16-18 мм, в нее заходит мелочь до кило, остальная рвет. Метров 20-30 будет весить грамм 200-300, и ставить ее можно прямо в сапогах. По опыту Чукотки мелкая рыба держится у берега, и нет смысла закидывать глубоко. Продуктов хватило, и их было бы достаточно в случае безрыбья и отсутствия охоты, если не учитывать утрату 12 кг круп и сахара при перевороте байдарки на Эквиатапе. В дальнейшем рыба и дичь покрыли эту недостачу. Обоюдное же похудение, в середине маршрута, скорее связано с потерей энергии от холода и физических нагрузок, нежели от недоедания. В любом случае нашу раскладку назвать экстремальной нельзя, она формировалась из расчета 500 грамм чел/день. Временами, и особенно к концу путешествия, мы шли в режиме гастротура высокого уровня с большим количеством и качеством походных деликатесов. О чем собственно и загадывали при подготовке маршрута, и что является важным элементом в понимании фразы «Поход — это праздник жизни».

Икра кетовая и чировая.
Икра кетовая и чировая.

Немного о нюансах хождения длительных походов вдвоем. Вывод таков: как бы хорошо ты не знал человека по опыту хождения на коротких, до месяца, маршрутах, велики шансы осложнений. Как раз после месяца движения вылезают все болячки, и заканчивается запас терпенья, который собирался и копился заранее, для принятия индивидуальных особенностей товарища, все гипертрофируется. При этом возникшие проблемы нельзя назвать сверхзначительными и непреодолимыми, они обсуждались, частично решались. В этом походе основным, диктующим фактором стал график движения, все вопросы вытекали из необходимости торопиться. Следующий момент, и скорее всего основной, это мотивация на преодоление - она тоже была разная в силу разных причин. В целом же хорошо прошли, весело и в срок. Как результат успешного прохождения - поднятие самооценки, уверенность в своих силах, вера в способность преодолеть большее.

Канчаланский залив Берингова моря.
Канчаланский залив Берингова моря.

Во многом успех мероприятия связан с удачно сложившимися для нас обстоятельствами, погодой, прежде всего. Везение сопровождало нас ежедневно и буквально на каждом шагу, даже в неудачах была удача. Что не удалось: увидеть белых медведей, моржей и китов, и, к великому сожалению - встретиться и пообщаться с оленеводами на кочевке. Но даже пребывание в их местах обитания и жизнедеятельности, принесло много эмоций и ощущение пребывания в другом мире. Поскольку мы изначально не планировали участвовать в чемпионатах, потому и не собирали информацию подтверждающую прохождение определяющих препятствий, нет ни фото, ни видео фиксации сложных спортивных препятствий, не до этого было. Соответственно определить категорию сложности похода не представляется возможным. К сожалению. А было бы интересно знать.

Стартовали весной, финишировали осенью.
Стартовали весной, финишировали осенью.

Чукотка подняла планку и уровень качества маршрута, хочется верить, что последующие походы не разочаруют. Сложно подобрать итоговые эпитеты и оценки по части эмоционального восприятия этого путешествия, они в отчете. Возможно тем, кто ходил в 3х-4х месячные походы и по более диким местам, наши восторги, изложенные в тексте, покажутся наивными, но они подлинные, без приукрашивания. Так все и было.

Добавлю, что оценки изложены в отчете субъективны, основаны на личном опыте, собственной жизненной позиции, и не претендуют на истину, тем более не направлены оскорбление чьих либо чувств. В заключении хочется поблагодарить Тимура за то, что «не скулил, не ныл», Марину Галкину и Валентина Чугая с Ириной Опанчук за импульс к действиям, наши семьи за слабое сопротивление к осуществлению этой авантюры, местных жителей за отзывчивость, Валерию Глухову за предоставленный аналог отчета, и здоровье, за то, что не подвело. Всем удачи на маршрутах!

Полный отчет в 2-х частях можно найти в сети под названием "Чукотское кольцо 2019".