Найти тему
НУАР-NOIR

«Чтож ты, фраер, сдал назад» или «Калина красная» на китайский манер

-2

У каждой страны были свои «девяностые». В США - во время расцвета гангстеризма, порожденного «сухим законом», а в Китае – в начале «нулевых», когда для многих обозначились неведомые ранее перспективы.

Китайский фильм «Пепел – самый чистый белый» сложно отнести какому-то конкретному жанру, он явление сугубо синкретическое. А потому эту киноленту можно охарактеризовать либо как «лирическую криминальную драму», либо же как «гангстерскую мелодраму». В своё время его ожидали на Каннском фестивале как некую экзотику, однако для нашего зрителя будет очень много знакомого.

Дело в том, что эта кинокартина идёт в русле того, что мы характеризуем как «континентальный китайский нуар», который противопоставлен в одинаковой степени, как динамичным гонконгским боевикам, так и стилизованным под ретро авантюрным триллерам, повествующим о событиях «эпохи военных клик».

В данном случае всё начинается неспешно в шахтерском городке в 2001 году, где местная братва держит одно игорное заведение. Не слишком прибранные улицы, корпуса пятиэтажек, соседствующие с сараями, невольно напоминают пейзажи любого из российских провинциальных городов.

Да и типажи почти те же самые, что могли видеть в «лихие девяностые». После того, как компартия вроде бы искоренила организованную преступность, вновь стали появляться «ростки цзянху» или «детей рек и озер», которые создают новую криминальную обрядовость. Например, смешивание всевозможных напитков в большей чаше, почти что «братине».

Кадр из фильма «Пепел – самый чистый белый» (2018)
Кадр из фильма «Пепел – самый чистый белый» (2018)

Подобно иным криминальным китайским фильмам этого направления («Озеро диких гусей», «Черный уголь, тонкий лёд») мы опять видим дискотеки, на которых выдают па под ритмы диско 70-ых. Если раньше это были «Бон М» и «Чингисхан», на сей раз «Виллаж Пипл».

Кадр из фильма «Пепел – самый чистый белый» (2018)
Кадр из фильма «Пепел – самый чистый белый» (2018)

Хотя именно этот сюжетный «период» не лишен оригинальных находок в стиле «Мама, не горюй». Чего только стоят похороны авторитета, который любил бальные танцы, а потому всё это действие сопровождается ритуальным ча-ча.

Кадр из фильма «Пепел – самый чистый белый» (2018)
Кадр из фильма «Пепел – самый чистый белый» (2018)

Опять же никак не покидает ощущение, что режиссер Цзя Жанке неплохо знаком с российским криминальным фольклором, так как показанная в фильм история весьма напоминает песню «Взяли Маню на кармане». Почти по тексту. Главная героиня, применив оружие, спасла своего приятеля-гангстера. За что оказалась в тюрьме.

Кадр из фильма «Пепел – самый чистый белый» (2018)
Кадр из фильма «Пепел – самый чистый белый» (2018)

И далее опять же, как в песне: «А как вышла, оглянулась, жизни-то и нет…» Именно по этой причине фильм не про криминал, а про сложные отношения человека и времени. Чем-то напоминает фатальное звучание «Экклезиаста»: «Род уходит, а земля пребывает во веки».

Кадр из фильма «Пепел – самый чистый белый» (2018)
Кадр из фильма «Пепел – самый чистый белый» (2018)

Меняются люди, меняются эпохи, меняется социальное положение персонажей. Беспомощным и отстраненным от дел оказывается «брат Бин», который фактически предал свою подругу. Неизменным остается только заглохший вулкан, некогда извергавший белый пепел, и способный «переварить» в своих недрах любого