Найти в Дзене
Буффонище

Желтые Газели почти окончательно покидают Саратов. Уходит Эпоха...

Оглавление

Многие из нас помнят начало 2000-х годов в Саратове, как по немногу, а потом кучей мы стали лицезреть жёлтые машины на общественном транспорте. А именно модель ГАЗ-322132 - городское маршрутное такси со сдвижной дверью на базе микроавтобуса 322132 , но попадались маршрутки и с автоматической дверью, в Саратове такие тоже были, я лично помню такую на маршрутках 65,99, и хоть висела табличка дверь автоматическая, но многие из нас так и норовили по привычке открыть вручную!

Фото взято с сайта fotobus.msk.ru Автор фото-eugeniI97
Фото взято с сайта fotobus.msk.ru Автор фото-eugeniI97

Серийно данная модель производится с 1996 года, но тогда ещё разработчики на Газе не знали, что они создают эпохальную модель, которая надолго заполонит провинциальные города России,Украины, Белоруссии , да и столицы этих стран в общем-то тоже, только в меньшом объёме. От базовой модели , модель 322132 отличается планировкой салона, и дополнительными усилителями в салоне. С середины нулевых годов все маршрутки данной модели окрашиваются в единый специальный цвет ( золотой апельсин) собственно цвет с которым мы газели и знаем, но в Саратове было не мало и белых машин, а были ещё немного машин зелёного цвета они работали на маршрутах 79,115. Так-же именно с середине нулевых данная модель оснащается модернизированным отопителем салона и АБС, лично моё воспоминание об этих машинах что они были очень тёплые зимой, сегодня в Саратове столь хорошо отапливается только электротранспорт, в новых маршрутках Газель НЕХТ такого отопления я не вижу.

Фото взято с сайта fotobus.msk.ru Автор фото-eugeniI97
Фото взято с сайта fotobus.msk.ru Автор фото-eugeniI97

Наверное мало кто сейчас вспомнит что в начале появления Газелей в Саратове вних разрешали перевозить пассажиров стоя! Да было и такое, 13 человек сидели, и сколько могли стояли, зрелище было ещё то, и ощущения когда стоишь особенно, но очень быстро на федеральном уровне запретили перевозить пассажиров стоя, такой-же законопроект нужен для Газелей нехт, что запрещено перевозить больше 1 человека стоя, как это и указывают на заводе. Массово в Саратове на маршруты стали ставить на линию данные газели в 2002-2003 годах, когда создавалось много новых маршрутов, на некоторых старых данные модели заменяли уже старые автобусы Лиаз-677, Пазики к примеру на маршрутах №33,45,13,29,32,3 и таких примеров будет куча. Так-же именно с приходом Газелей в Саратове было создано ряд новых маршрутов общественного транспорта, это 56 Микрорайон Звезда - Улица Грибова, 31 Областная Больница - Посёлок Юбилейный, 99 Улица Томская - Посёлок Мирный, 96 Техстекло - Славянская площадь, 92 Ул.Черниговская - Предмостовая Площадь, 59 Проспект Строителей - Городская больница №2, и множество других, всех не перечислить. В целом было создано множество нужных маршрутов, связались между собой улицы, которые раннее не имели общественного транспорта. В целом желтые машины были по началу позитивно встречены Саратовцами, они ездили быстро, могли объезжать пробки, интервалы были не высоки. Я в те времена пользовался бывало маршрутами 73,99,65,33. На 73 маршруте я ездил от конечной на Улице Большая Горная / Горького у Покровского Храма, но в основном я ездил только тогда когда не ходили трамваи 11/12. Как правило 73 маршрутка могла забиться уже на конечной, так как 13 мест это не так много, и в таком случае водитель спрашивал на какой остановке первый выходящий, первый выходящий в основном оказывался на Сенном рынке, либо Навашина, либо на Топольчанской в Солнечном, я пишу про время когда Триумф Молла ещё не было, и если до этих остановок пассажиров выходящих не было, то водитель ехал максимально сокращенным путём до этих остановок, что было весьма удобно! Например до Сенного мы ехали то по Соколовой, то по Большой Горной. Если например первый выходящий был на Навашина, то мы ехали по Соколовой, а затем по Магнитным проездам, выезжали сразу к Танку! А если первый выходящий был в Солнечном, то вообще могли проехать через Парк Победы к Юбилейному, и по новой дороге выезжали в 6 микрорайон в Солнечном, затем поднимались по Топольчанской. Это было прекрасно, потому что каждый после тяжёлого рабочего дня хочет быстрей попасть домой , таким образом можно было за 15-20 мин доехать до Солнечного!

Фото взято с сайта fotobus.msk.ru Автор фото-eugeniI97
Фото взято с сайта fotobus.msk.ru Автор фото-eugeniI97

Но были и минусы, самый главный что приходилось простаивать на остановке иногда 30 минут, потому что очередь была длинная, а мест только 13, так-же был минус в тесноте салона, люди буквально пристально смотрели друг на друга, так как в основном именно такая была компоновка салона. Но плюс был от сегодняшних Газелей НЕХТ что ты точно сидишь, и над тобой не будут нависать 25 человек, и не нужно было выходить всему салону, что бы выпустить одного. Ещё один минус был конечно отсутствие льгот, потому что естественно при нормальной транспортной системе маршруток быть не должно, должен быть только электротранспорт и автобусы большой вместимости. Ещё стоит отметить что примерно до 2010 года газели можно было встретить в ночное время! И это не шутка была время а именно лето 2004г я помню особенно, я с пляжа возвращался домой в 02:00 часа ночи! Фантастика сегодня, сегодня в Саратове как правило транспорта нет после 20:30, ходит только электротранспорт, и автобусы Саратов-Энгельс. Множество маршрутов работали до поздна, по тем причинам что планы на каждый маршрут ещё были не высоки, водители покупали газель и окупали её за год! Точно помню летом 2004г так-же 32 маршрут умудрялся ночью ходить с невысокими интервалами, и маршрутки заполнялись, потому что люди знали что маршрут приедет. Последний раз массово желтые газели работали на маршруте в Саратове, в конце 2019г, на маршруте №89, но на 89 они были уже сильно старые и изношенные, окончательно ушли с маршрута в Феврале 2020г. Но и сегодня можно эпизодически встретить старые газели на маршруте №37а , и маршруте Саратов-Сторожёвка от 3 дачной, по этому те кто хочет испытать ностальгию и отправится в начало нулевых, советую проехать на них как можно быстрее, потому что скоро их уже не будет совсем. Но как бы там не было в 2011-12 годах газели стали заменять на Мерседесы, Форды, Боксеры и тд, и возможно это было не плохо. Но позже в Саратове массово стали работать Газели НЕХТ, что я считаю куда хуже Мерседесов, и газелей тоже! Возвращать жёлтые газели конечно не стоит, это транспорт прошлого века, но вспомнить о них было весьма приятно, много хороших моментов мы там пережили, и время было в целом хорошее середина нулевых. В целом я считаю что маршрутки в любом виде нужно убирать из такого города как Саратов, здесь живёт много людей, у транспорта большой потенциал в таком городе, нужно развивать электротранспорт, и автобусы большой вместимости! Данный пост был сугубо ностальгией автора))).

Ещё немного постов про Маршрутки!

1) Маршрутка №24 Микрорайон Звезда - 8-я Городская больница

2) Маршрутка №33 Улица Техническая - Музейная Площадь

3) Маршрутка №13 Улица Пархоменко - Улица Грибова

4) Маршрутка №99 Улица Томская - Пос.Мирный