Найти в Дзене
ТыжИсторик

Приключения музыканта в Воронеже или 2 года концлагеря

Автор: Анна.

Пост от 5 февраля сего года о мнимой службе Леопольда Ростроповича у белогвардейцев вызвал у некоторых граждан болезнь Туретта с неконтролируемыми потоками брани. Потому мы продолжим знакомиться с материалами рассекреченного архивно-следственного дела в отношении отца Мстислава Ростроповича. Вопреки всему и назло каждому. Заостряю внимание читателей, что мы будем странствовать исключительно по материалам дела. Любители попинать мертвых виолончелистов на основании своих собственных бредней могут быть свободны.

Софья Николаевна и Леопольд Витольдович. Из открытых источников.
Софья Николаевна и Леопольд Витольдович. Из открытых источников.

Как мы помним, 5 октября 1919 года на страницах газеты "Воронежский телеграф" № 3 было опубликовано объявление, будто Леопольд Ростропович готов дать серию концертов в поддержку генерала Деникина. Далее в историческом полотне образуется брешь, и мы находим Ростроповича-старшего в мае 1920 года в уже «"красном" Белгороде с сыпным тифом. О тифе мы узнаем из протокола допроса (ноябрь 1920 года), а о Белгороде из отметки в белгородской уездно-городской милиции от 11 мая 1920 года. В белгородском госпитале музыкант набирается сил и дает концерты для раненых красноармейцев. Летом Леопольд Витольдович погружается на агитационно-инструкторский пароход, а уже осенью ему поступает предложение от Наркомпроса "проинспектировать состояние музыкального образования в Воронежской и Курской губерниях…".

Пропуск на агитационное судно "Красная Звезда". Из открытых источников
Пропуск на агитационное судно "Красная Звезда". Из открытых источников

Музыкант с легким сердцем возвращается на малую Родину. Там он общается с матерью – Матильдой Пуле – и дядюшкой Германом, а попутно наводит шорох в музыкальной сфере губернии, однако, кипучая деятельность Л.В. вызывает раздражение местной публики.

Осенью 1920 года под заголовком "Белогвардейский держиморда" в "Воронежской Коммуне" выходит едкая заметка о событиях годовалой давности:

На днях прибыл в Воронеж небезызвестный воронежцам содержатель частной музыкальной школы гражданин Ростропович. Тем, кто оставался в Воронеже в дни безудержного разгула пьяных банд Мамонтова и Шкуро, хорошо известно, как сей почтенный муж услаждал слух пьянствующих генералов чудными звуками симфонического оркестра, которым он дирижировал. И, несомненно, многие поражены, что г-н Ростропович вместо того, чтобы вместе со многими ему подобными сидеть в лагере, является в Воронеж для ревизии в качестве уполномоченного М.У.З.О. Наркомпросса.
Генеральский музыкант, получив от Наркомпросса… (неразборчиво) … мандат на ревизию Воронежского музыкального дела, явился в Воронеж и вместо того, чтобы обычным путем приступить к ревизии, то есть явиться в соответствующий орган и заявить о цели своего приезда и задачах, возложенных на него, и уже совместно, общими силами, начать направлять в правильное русло музыкальное дело и соответствующим образом инструктировать местных работников, публикует в газете генеральское объявление: "Я явился, предлагаю всем лицам и пр. и пр., приём частных лиц тогда-то и т.д и т.д." ("Воронежская Коммуна" от 23 октября). Я думаю, что органы Советской Власти обратят должное внимание на генеральского музыканта и быстро сумеют указать ему его настоящее место...
Л.В. Ростропович. Из открытых источников.
Л.В. Ростропович. Из открытых источников.

Иной взгляд на события имелся у Леопольда Витольдовича, который в то же время строчил письмо в Москву Артуру Сергеевичу, чья должность и регалии затерялись на задворках истории.

…Положение дел в Воронеже пока что в катастрофическом положении. Здесь необходима реорганизация постановки дела и я бы сказал – это нужно было бы сделать возможно скорее. Со своей стороны, всё зависящее от меня я, конечно, постараюсь выполнить…Боясь моего справедливого обследования, «людишки» стали измышлять на меня всякие пасквили, и тем самым, очевидно, предполагали помешать обследованию, предуказанному мне Вами…
Один какой-то "гусь" из муз. секции успел даже поместить в местной газете "Коммуна" пасквильную статью о том, что я якобы имел отношение к белогвардейцам, и что, дескать, М.У.З.О. присылает к нам таких-то людей обследовать дело музыкальное. Но это ведь ложь! Я так же похож на белогвардейца, как он на свинью. Я не буду отрицать того, что мне, как и многим моим бедным товарищам, пришлось быть одно время у них в плену.
Они меня как известного артиста даже пробовали в бытность мою в Воронеже за время Шкуро и комп. (вероятно, компании) эксплуатировать как артиста. Даже писали про меня, что «такой-то не желает служить коммунистам и что, мол, будет служить нам и давать концерты в нашу, мол, пользу». Но мало ли что они писали. Я же, несмотря на их власть и силу, в бытность их в Воронеже, всё же невзирая на их объяснения не служил, не работал и не играл у них никогда и нигде…Как честный труженик и работник народа, а так же выполнитель задач Центра, я не боюсь таких клеветников…

7 ноября 1920 года Ростроповича арестовали. В деле имеется всего 2 протокола допроса и не единого свидетеля "того самого концерта". Л.В. не отрицал, что испытывал давление со стороны белогвардейцев, которые страсть как хотели услышать нежное пиццикато именитого музыканта. Ему даже пришлось ввести в заблуждение врачей и симулировать травму руки. Свидетельств о самом концерте в материалах дела и в сети найти не удалось. Однако, это не помешало вынести обвинительное заключение: "…заключить гр. Ростроповича в концентрац. лагерь сроком на 2 года, но применяя к нему амнистию, таковой срок сократить до 1 года". Есть версия, будто первоначально следователь предлагал осудить Ростроповича с формулировкой "впредь до победы мировой революции", но так как победа ожидалась с минуты на минуту, было решено вынести более осязаемый приговор.

Последнюю попытку помочь таланту предпринял заместитель председателя реввоентрибунала 2-й Особой армии - Вильгельм Чаксте, но даже высокое покровительство не помогло Ростроповичу избежать наказания.

Ходатайство Чаксте об освобождении музыканта. Из открытых источников
Ходатайство Чаксте об освобождении музыканта. Из открытых источников

В концлагере музыкант продолжал давать концерты, о чем с пиететом сообщала еще недавно враждебно настроенная "Воронежская коммуна". Реабилитировали Л.В. 03.06.1992.

Тот самый пост:

Заметка в "Воронежском телеграфе"

Лайк и подписка на канал окрыляют одного тыжисторика