Летчик – едва ли не самая романтичная профессия в глазах советских мальчишек. Да что мальчишек, многие девочки тоже тянулись в небо, мечтали стать летчицами, повторить подвиги героинь Великой Отечественной, крошивших фрицев как косточки из компота. Вообще, считается, что недостижимых целей нет, нужно только постараться, но для будущих пилотов мечта частенько зарывалась в землю в самом начале пути – отсеивали по множеству разных причин. Да и подготовка в СССР далеко не всегда была идеальной, чего уж греха таить…
Перед войной
Призыв «Комсомолец, на самолет!» начал греметь по Союзу в середине 30-х гг. К этому времени стало понятно, что война с Западом, в частности, с гитлеровской Германией неизбежна, стране Советов срочно потребовалось формирование надежного воздушного щита. На волне этой небесной истерии, а именно она и прокатилась в то время по стране, появились авиакружки, в которых занимались:
- авиамоделированием;
- теоретической подготовкой потенциальных летчиков;
- первоначальной парашютной подготовкой.
Ну и многим другим – деятельность таких кружков была обширной. Один из самых известных – при Осоавиахиме. Именно там шел отбор будущих пилотов для летных школ, которые открывались по стране не хуже, чем авиакружки.
Но была большая проблема – желающих-то много, а вот преподавателей, самих самолетов и горючего мало. Так, на 1940-1941 гг. недостаток грамотных специалистов-инструкторов составлял аж 50%, примерно во столько же оценивалась нехватка топлива в летных училищах. Отсюда происходит нехватка учебных летных часов для первых пилотов, при том, что их состояние здоровья и профпригодность в те годы оценивали откровенно слабо. Например, наши ученики перед «выходом в большое небо» летали, в среднем, по 20-35 часов в зависимости от конкретной школы и учебного самолета, а легендарный Амет-хан Султан налетал во время обучения и вовсе около 10 ч.
При этом немцы готовили пилотов с двухсотчасовой подготовкой, а американцы в ряде случаев «обкатывали» начинающих летчиков по 400 часов и более!
Тяжелый урок ВОВ и послевоенная подготовка
Только один пример – в самом начале Великой Отечественной на юго-западном направлении столкнулись 99 немецких самолетов с более чем 1000 наших. Казалось бы, преимущество неоспоримое, можно с землей (с облаками) сравнять врагов, но… советские летчики ту битву проиграли. Все по причине того, что учились они, в основном, на У-2 и иногда УТ-2 – машины хотя и не самые плохие на тот день, но явно не современные истребители.
Сразу же посыпались жалобы аж самому Сталину о плохой подготовке летного состава, но особой реакции не последовало – так, к осени 1941 г. расстреляли нескольких «жалобщиков» (например, Ивана Проскурова за «антисоветскую вредительскую деятельность»), и на этом успокоились.
Однако уже в годы войны к подготовке летчиков стали относиться более ответственно:
- увеличили учебные часы (по-разному, конечно, но старались держать планку не меньше 100 ч.);
- углубили контроль инструкторов над деятельностью своих учеников;
- стали поставлять в летные школы самолеты поновее, например, последние модели истребителей, на которых курсанты могли отрабатывать действия в бою и идти на фронт с уже заложенным багажом знаний, пусть и не идеальным.
Иными словами, ВОВ показала руководству, что с авиацией шутить нельзя, и пилотов следует готовить основательнее.
После войны ситуация начала меняться в лучшую сторону:
- отбор курсантов стал более строгим, в том числе, по здоровью (отдельное внимание уделяли проверке зрения);
- инструкторы совершали с учениками не менее 10 вылетов, потом, если все шло гладко, давали курсанту право на самостоятельный полет (в присутствии инструктора, конечно, он просто не вмешивался в управление машиной), по итогам которого решалась его судьба;
- старались (подчеркиваем, старались, а не всегда делали) поставлять для учебы современные модели самолетов, но те же У-2 летали с курсантами аж до середины 50-х, хотя и к концу ВОВ основательно устарели и морально, и технически.
Ну а поступление в авиационные учебные заведения было все тем же – через авиамодельные кружки, а потом через заявление в местный ВЛКСМ, в котором рассматривали кандидатуры, и отправляли их на учебу.
Интересно, что обучение всегда начиналось в зимнее время. К весне курсанты усваивали основную теоретическую часть, а уже потом, когда устанавливалась благоприятная для «тренировок» погода, отправлялись в свои первые полеты.
Источники:
https://topwar.ru/21921-doroga-v-nebo.html
https://wish.aero/2019/08/02/pilot-training-in-ussr/
https://avia.pro/blog/podgotovka-grazhanskih-i-voennyh-pilotov
http://pro-samolet.ru/air-battles/549-training-of-pilots-in-world-war-2