Найти тему

БМП-1: специально для пехоты

Всем привет!

Поздравляю мужскую часть аудитории канала с наступающим 23 февраля! И в честь праздника я вновь внесу разнообразие на канал и расскажу о советской боевой машине, изначально созданной для пехоты – БМП-1.

Источник фото: kpopov.ru
Источник фото: kpopov.ru

Наш герой, родиной которого стал Челябинский завод, сильно запоздал – его приняли на вооружение в 1966 г. Однако он стал первой в мире серийной боевой машиной пехоты, предназначенной не только для транспортировки войск, но и для подкрепления их во время боя. Этим БМП и отличался от бронетранспортеров.

Внешне боевая машина очень напоминала легкий танк, но в первую очередь ее отличало вооружение. На башню первого БМП устанавливали в основном пулемет или пушку «Гром» калибра 73 мм, а иногда машина вооружалась 125-мм противотанковой ракетной установкой «Малютка». Экипаж же машины состоял из механика-водителя, командира, стрелка и 8 десантников, располагавшихся в задней части боевого отделения.

БМП-1 с ПТУР «Малютка». Источник фото: war-book.ru
БМП-1 с ПТУР «Малютка». Источник фото: war-book.ru

Силовой агрегат располагался спереди в правой части машины и при объеме 16 л развивал 300 л. с. Этого было вполне достаточно для техники, которая передвигалась не только по суше, но и умела преодолевать водные преграды, развивая скорость до 7 км/ч. Для последней цели в передней части устанавливались специальные щитки, чтобы вода не попадала внутрь.

И все же был у БМП один серьезный недостаток – легкая броня, которая выдерживала только огонь из орудий калибра до 12,7 мм. В те времена некоторые западные страны приняли на вооружение пушки, которые могли пробить броню БМП-1 с расстояния до 2 км, а при попадании гранаты техника сгорала.

Сгоревшие БМП-1. Источник фото: commons.wikimedia.org
Сгоревшие БМП-1. Источник фото: commons.wikimedia.org

Еще одна проблема оказалась в том, что БМП был непригодным для транспортировки самолетом. Но и тут советские конструкторы не отчаивались и выпустили боевую машину специально для ВДВ – БМД-1, о которой я писал здесь.

Тем не менее, БМП-1 сумел показать себя во многих военных столкновениях второй половины XX в. Его приняли на вооружение не только в СССР, но и в странах Ближнего Востока, Азии и Африки. Однако, как и для многих моделей советской бронетехники, трудным периодом для БМП стала война в Афганистане. Злую шутку сыграла опять-таки легкая броня: многие машины были или подорваны гранатами, или обстреляны крупнокалиберными орудиями. И все же даже в таких трудных условиях советские войска не обошлись без поддержки боевой машины пехоты.

БМП-1 в Афганистане. Источник фото: war-book.ru
БМП-1 в Афганистане. Источник фото: war-book.ru

Со временем на базе БМП-1 стали выпускаться самые разные его модификации, до сих пор стоящие на вооружении в ряде стран. Примечательно, что некоторые из них служат не в военных целях, а для гражданки в труднодоступных районах.

В нашей же стране в 1988 г. производство БМП-1 свернули. Однако они продолжали принимать участие в военных конфликтах: БМП воевали на Северном Кавказе, на Украине и даже в Сирии.

БМП-1 в Дагестане. Источник фото: war-book.ru
БМП-1 в Дагестане. Источник фото: war-book.ru

Сегодня же они потеряли свою актуальность. Но во многих городах теперь можно ближе познакомиться с этой славной боевой машиной: ей часто ставят памятники. Так что в качестве бонуса БМП-1 на мемориале воинам-интернационалистам в Дивногорске, Красноярский край:

-6

БМП-1 – хоть и легкая, но все же важная для советских войск боевая машина. Не везде она сумела показать себя хорошо, и тем не менее стала ценной для сухопутных войск техникой. Ее потомки неоднократно меняли и индекс, и вооружение, и многие агрегаты, но все же в основе их – классический БМП, который сегодня заслуженно вышел на пенсию и стоит в качестве памятников.

Есть ли памятники БМП-1 в ваших городах? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.

А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и будьте защитниками для ваших родных и близких!