Найти в Дзене
Андрей Ортега

«Пророчества прекратятся, и языки умолкнут». Предвидел ли это апостол Павел?

Оглавление

Сегодня я хочу поднять тему даров Святого Духа, которые Он давал христианам во времена апостолов, но о которых очень мало слышно в наши дни.

Из книги Деяний (главы 2) известно, что апостолы, обретя силу свыше, первым делом получили необычный дар: они заговорили «иными языками», так что представители множества народов, обитавшие в Иерусалиме, внезапно услышали хвалу Богу на знакомых им наречиях.

4 И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?
(Деяния, глава 2)

Подобный дар получали и те, кто слышал апостольскую проповедь и обращался к Богу.

44 Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святой сошел на всех, слушавших слово.
45 И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников,
46 ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал:
47 кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?
(Деяния, глава 10)

Бывал у обращенных к Богу и другой дар, проявлявшийся в аналогичных обстоятельствах:

5 Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса,
6 и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святой, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.
(Деяния, глава 19)

Дар иных языков и пророческий дар служили для всех явным признаком рождения свыше, от Божьего Духа.

Есть ли что-то подобное в наши дни?

В некоторых общинах протестантского направления утверждают, что есть. Впрочем, следует оговориться, что это далеко не всегда происходит при содействии Бога: иногда людей просто учат имитировать «духовное» поведение, и они страдают фигней.

В более же консервативных и традиционных церквах принято считать, что все эти дары остались в прошлом и сейчас в них нет необходимости.

Так, существует мнение, будто дары Святого Духа нужны были в самом начале, чтобы показать людям, что церковь Христа — Божья. Людям показали, люди поверили, и дары якобы потеряли смысл.

Но тут есть одна серьезная загвоздка: все те люди, которые застали Святого Духа явно действующим в первом веке, уже давно покинули нас. Им на смену пришли новые поколения, которые ничего подобного не наблюдали. К этим поколениям обращаются с проповедью люди, не имеющие конкретно о себе никакого свидетельства от Бога.

В принципе, их проповедь можно воспринимать всерьез. Но лишь до тех пор, пока они не начнут словесно возвышать себя до апостольских высот, которых вообще ни разу не нюхали. А возвышать себя некоторые миссионеры считают своим священным правом — и попадают впросак, по факту никак не выделяясь Богом среди прочих смертных.

Почему же пропали дары Святого Духа, если в них и в наши дни есть необходимость?

Люди, не имеющие этих даров и не планирующие их иметь, нашли довольно убедительный для себя ответ у апостола Павла в одном из его писем в Коринф:

8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
(Первое послание к Коринфянам, глава 13)

Смотрите, Божий человек предсказал, что пророчества прекратятся и языки умолкнут. Вот они и пропали! Какой молодец Павел, всё знал наперед, всё сбылось. Вот и успокойтесь, никаких даров уже нет и не будет.

Что ж, давайте разберем эту главу целиком.

1. Любовь превыше всего

1 Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.
2 Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто.
3 И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
(Первое послание к Коринфянам, глава 13)

Первым делом Павел объясняет, что все великие Божьи дары и подвиги, какие может иметь христианин в своей жизни, не имеют веса без любви.

Действительно, что может быть противнее человека, который пользуется данными ему великими привилегиями, а ведет себя, как бездушная скотина?

Злоупотребление служебными полномочиями в государстве называется коррупцией и противно всем любителям нормальной жизни. Что, если подобное будет происходить в Божьей церкви? Страшно представить.

Павел четко дает понять: без любви мы никто, а все наши способности и заслуги — пустой звук.

2. Не всё любовь, что любовью зовется

4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
6 не радуется неправде, а сорадуется истине;
7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
(там же)

Павел утверждает, что у любви есть конкретные признаки и проявления. Чтобы не перепутать любовь с какой-нибудь подделкой или иной гадостью, христианам следует помнить об этих признаках, держать их под рукой, проверять ими все человеческие «любови», включая свою собственную.

https://www.romanticcollection.ru/relation/love/lyubov-nikogda-ne-perestaet
https://www.romanticcollection.ru/relation/love/lyubov-nikogda-ne-perestaet

3. Любовь переживет все прочие дары

8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
9 Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;
10 когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
(там же)

Павел признаёт, что христиане не обладают совершенным знанием. Они знают лишь отчасти, и их пророчества и откровения тоже частичные, едва приоткрывающие завесу тайны.

Однако Павел ожидает, что в будущем «настанет совершенное». Когда человек узнает всё досконально и уже не будет иметь нужды собирать недостающие знания по крупицам. Когда это настанет, частичные знания и пророчества потеряют всякий смысл.

4. Младенчество и взросление

11 Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
12 Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
(там же)

Павел приводит аналогию между частичным знанием и состоянием ребенка. Многого не зная о жизни, ребенок рассуждает по-детски, просто и примитивно. Но потом он вырастает, постигает жизнь во всей ее полноте и уже не имеет нужды возвращаться к своим детским глупостям.

Мы, подобно этому ребенку, воспринимаем Божьи истины как будто через стекло, которое искажает и ограничивает наше восприятие, так что о многих вещах мы можем лишь догадываться. Но Павел предвидит время, когда это метафорическое стекло между нами и истиной пропадет и мы встретимся с ней лицом к лицу. Мы познаем ее так же отчетливо, как познали самих себя.

5. А что же сейчас?

13 А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.
(там же)

Павел называет еще два качества, которые наряду с любовью ценны в условиях частичного знания о Боге: это вера и надежда.

Ты не знаешь всех Божьих намерений, но можешь доверять Ему.

Ты не знаешь, что будет дальше, но можешь надеяться на Него.

Ты много чего не понимаешь, но это не помешает тебе любить Его и любить ближнего, как Он заповедал.

И даже когда ты познаешь всё, когда твои прежние детские потуги утратят ценность, любовь всё равно останется.

Заключение

Возможно, ожидания Павла когда-нибудь оправдаются и мы обретем совершенное знание, так что нам просто не будет никакого смысла ни верить, ни надеяться, ни пророчествовать, ни говорить языками.

Но это время еще не настало. Христиане не зря называются «верующими»: зная Божью волю лишь отчасти, они полагаются на Него в том, чего не знают.

А это говорит о том, что дары Святого Духа по-прежнему имеют смысл!

Почему же подавляющее большинство христиан их не имеет и не наблюдает?

Это вопрос открытый. Как вам кажется?

Лично я считаю, что христианам недостает той веры и дерзости, чтобы принять эти дары от Бога и применить их с пользой. Конечно, это не повод гнобить себя за неверие (см. 1Кор. 12:15), но я думаю, что это стоит иметь в виду и искать чего-то большего, а не опускать руки.

Тот же апостол Павел одной главой ранее написал имевшим Божьи дары вдохновляющее призвание:

31 Ревнуйте о дарах бо́льших, и я покажу вам путь еще превосходнейший.
(Первое послание к Коринфянам, глава 12)

Я нахожу это хорошим руководством к действию — просить у Бога то, чем ты можешь Ему послужить сверх того, что уже делаешь.

Как еще говорил Иисус: «Просите, и дано будет вам» (Матфей 7:7)