Найти тему

Древняя, средневековая и новая история Эфиопии за 3,5 минуты

За это время вы получите представление об истории земель Эфиопского нагорья, пустыни-«впадине» Афар и запада плоскогорья Огаден.

Эфиопия на карте. Источник – карты Гугл.
Эфиопия на карте. Источник – карты Гугл.

1. Местность стала северным участком зоны эволюции гоминидов в архантропов, а затем в сапиенсов. Гейдельбергский человек проживал в Афаре 600 тыс., а 1-й homo sapiens обосновывался в районах будущей Эфиопии 160-135 тыс. лет назад. У него внушительный объем мозга!

2. В 40 тыс. до н.э. здешние неандертальцы широко использовали при обрядах охру 2 видов. А их потомки – современники с 3 типами субклада E1b1.

3. 1-я местная археологическая культура датирована 27 тыс. до н.э. Идеально сделанные каменные орудия. Убежища, сложенные из камня (горы Бейл, деревня Финча-Хабера)...

4. Цивилизация внутри обозначенной локации развивалась одновременно со всей Нубийской империей – современницей цивилизации Верхнего Царства Египта (их разделяли лишь Асуанские пороги). Однако примерно в X в. до н.э. обитатели Пунта (также как Куша, Даамата, а также Страны Кунама и Нара) отделились от могущественной державы.

5. Известно, что Пунт вел самостоятельную торговлю с Аравией. Именно жители бывших Даамата и Пунта, возглавленные переселенцами-арабами с территории Сааба (Йемена), колонизировали пространство будущего государства Аксум. Возникло оно в 1 в, но за тысячелетие до этого события власть уже принадлежала т.н. «Соломоновой» династии.

Царица Савская – якобы прародительница «Соломоновой» династии. Источник – https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2a/Regina_di_Saba.jpg
Царица Савская – якобы прародительница «Соломоновой» династии. Источник – https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2a/Regina_di_Saba.jpg

6. Римляне добрались лишь до Куша (Мероэ). Хотя один легион дошел до Уганды и вернулся.

7. Тут имелась даже своя письменность – геэз – отвечающая запросам сложившегося в аксумских пределах одноименного языка. В 4 в. Аксум – часть христианского (монофизитского) мира. В 6 столетии царство переживает эпоху наивысшего расцвета (впрочем, его развитие началось еще с выгодного посредничества между Римом и Индией). Когда Аксум стал империей (куда входила даже часть Йемена) тут поселились еще африканские семиты-язычники (тиграи) и иудеи.

8. На точке, где сходятся рубежи нынешних Эфиопии, Судана и Южного Судана до сих пор властвует население, так и не подвергнутое влиянию авраамических религий – анимисты.

9. Вандалы сюда не добрались, а вот 1-х мусульман в 7 в встретили хорошо. Так Аксум раскололся на область, где продолжало преобладать христианство и на мусульманскую часть.

10. Страну к 7 в. захватила персидская знать. Влияние иудеев осталось лишь в главном городе (его со временем отстроили) и в пригородах… Исламский сектор «Шоа» (со временем подавивший в стране персидский зороастризм) был расположен на юге. В Афаре и в Огадене. Однако сейчас это более узкое понятие – лишь одна из провинций государства.

Первые мусульмане в Эфиопии. Источник – https://ummet.kz/images/joomlart/article/5ee920bde95f8271a557f1d08754f62c.jpg
Первые мусульмане в Эфиопии. Источник – https://ummet.kz/images/joomlart/article/5ee920bde95f8271a557f1d08754f62c.jpg

11. Постоянная вражда аборигенов-анимистов, христиан, иудеев и мусульман друг с другом позволила в X в. более сплоченным христианам объединить страну Геэз (настоящее имя Эфиопии) под властью своей династии. Цари из рода Забуйе к 12 столетию сделали христианство «политическим цементом» внутри державы Ласта (бывшая Геэз). Храмы не только строили, их вырубали в скалах (если дело касалось потерянных в горах провинций).

12. Верховная власть переходит христианскому дому Загве. При слабом правлении мусульманский юг снова становится автономным: частью султаната Йифат.

13. В 1270 г. христианская и исламская части Ласты снова покорены Соломоновой династией.

14. Но в конце 13 в. глава христианских монахов (Ычэгэ) становится правой рукой властвующего авраамиста (Соломонова династия постоянно пыталась примерить христиан, иудеев и мусульман в рамках единого для всех трех ветхозаветного эпоса).

Менелик Второй – негус негести («царь царей»), вступивший во власть в 1889 г, представитель «Соломоновой» династии (ветвь в Шоа). Источник – https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/bb/Menelik_II_-_4.jpg
Менелик Второй – негус негести («царь царей»), вступивший во власть в 1889 г, представитель «Соломоновой» династии (ветвь в Шоа). Источник – https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/bb/Menelik_II_-_4.jpg

15. Позднее Средневековье – период религиозных войн. В 1622 г. Ласта (она же Эфиопия, Абиссиния или Геэз) захвачена… католиками (при них стал популярным античный термин 4 века «Эфиопия» – с греческого Αἰθίοψ – «люди с обожженным лицом»).

16. В 19 веке районы, возглавленные родами с иными вероисповеданиями, начинают каждый претендовать на власть, устроив в Эфиопии настоящую «феодальную раздробленность». И в то время, как в Европе все княжества, наоборот, соединяются.

17. В 1875-1876 гг. армия пробританского христианского правителя Йоханныса IV отбивает атаки османов-египтян. А накануне I Мировой часть Эфиопии уже захвачена итальянцами.

18. В разгар указанной войны страной правил Иясу V. Был смещен заговорщиками в связи с его попыткой привести государство «к единому знаменателю» с помощью дикарей из соседнего Сомали. В таком состоянии Эфиопия и оказалась на старте новейшей истории.

Хайле Селассие – последний император Эфиопии, тоже из «рода Соломона». Источник – https://cdn.fishki.net/upload/post/2019/09/25/3096900/1e84b318ab1f0e3bdff9130ed8287825.jpg
Хайле Селассие – последний император Эфиопии, тоже из «рода Соломона». Источник – https://cdn.fishki.net/upload/post/2019/09/25/3096900/1e84b318ab1f0e3bdff9130ed8287825.jpg

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!

Возможно будет интересно почитать:

Причёски российской знати XVIII века

Причёски XIX века

Откуда в мире взялось слово «дом»

Возможный ход событий присоединения СССР к Железной Оси в 1940 году

Эфиопия
1393 интересуются