Говоря о событиях, происходивших в городе Грозный в период Первой Чеченской войны (1994-1996), мы часто говорим о противостоянии и её участниках, забывая порой о мирных жителях, а также о том, что им довелось увидеть в те тяжёлые дни. Ведь находились люди, которые не утратили себя и остались верны своим убеждениям до самого конца.
"Он шёл к тем, кто его ждал..."
Сегодня речь пойдет о настоятеле Михаило-Архангельского храма (г. Грозный), протоиерее Анатолии Чистоусове (1953-1996).
Прошлое Анатолия Ивановича никак не было связано с церковным служением. Майор запаса, выпускник военного училища штурманов ВВС - он оставил военную службу в 1993 году, решил связать свою жизнь с религией и уже на следующий год был рукоположён в сан диакона.
Весной того же 1994 года года отца Анатолия направили в помощь благочинному православных храмов Чечни, где всё постепенно шло к будущей войне.
"Перед хиротонией я спросил Анатолия: "А если пошлют туда, где неспокойно, где опасно, - пойдешь?" Он спокойно и твердо ответил: "Куда благословите, Владыка, туда и пойду. Никакие земные обстоятельства мне не страшны"
(Из воспоминаний митрополита Гедеона)
Когда в Чечне вспыхнули первые бои между российской армией и чеченскими боевиками, из республики уехал благочинный, настоятель храма, и Анатолий Чистоусов оказался единственным священником в охваченном войной городе.
Он продолжил церковное богослужение в своём храме: исповедовал, причащал, помогал раненым и больным, прятал от обстрелов мирных жителей и приходил к российским военнослужащим, которые участвовали в тяжёлых боях с дудаевцами.
"Его подрясник был прострелен в нескольких местах, но он вновь и вновь шел к тем, кто ждал его…"
(Из воспоминаний митрополита Гедеона)
Новогодняя ночь
Понятно, что служение протоиерея Анатолия и его нахождение в городе не нравилось боевикам. И серьёзным поводом для злобы на священника стали события новогодней ночи 1994-1995 гг., когда российскими войсками осуществлялся штурм Грозного.
Когда боевиками был окружён железнодорожный вокзал, а наша армия несла потери, когда в городе находились различные правозащитники, убеждавшие военнослужащих сложить оружие (прим. - например, Сергей Адамович Ковалёв (1930-2021), из-за которого поверившие ему солдаты были уничтожены), дудаевцы вспомнили и об отце Анатолии.
Они забрали священника из храма и привезли к окружённым российским бойцам, рассчитывая, что Анатолий Чистоусов также, как и Сергей Ковалёв, начнёт уговаривать парней прекратить огонь и сдаться.
"...Отец Анатолий отказался что-либо говорить и лишь молча перекрестил наших ребят..."
(Из воспоминаний участника боёв за Грозный)
С этого момента отец Анатолий стал для боевиков настоящим врагом.
"Слушай, брат, ведь это счастье – пострадать за веру..."
Несмотря на войну, на злобу со стороны дудаевцев, Анатолий Чистоусов так и не покинул свой храм, настоятелем которого он являлся с марта 1995 года. Попытки митрополита Гедеона убедить священника уехать из республики к своей семье в Ставрополь тоже не увенчались успехом - отец Анатолий ответил на это решительным отказом.
В январе 1996 года Анатолий Чистоусов, а также протоиерей Сергей Жигулин, прибывший сюда по поручению Патриарха, были захвачены боевиками по дороге домой (прим. - Алексию II написала семья солдата, попавшего в плен. Родственники просили найти бойца и спасти его).
Возвращались как раз после встречи с дудаевцами, с которыми священники договаривались об освобождении парня.
"Отец Анатолий не обязан был никуда ехать - ни к этим боевикам, ни к этому полевому командиру, поскольку он исполнял обязанности благочинного в Грозном, у него был свой приход, своих забот хватало, а ехать выручать человека <...>.
По дороге домой на десятом километре пути от этого города нас схватили"
(Из воспоминаний архимандрит Филиппа (Сергия Жигулина))
Церковь делала все попытки спасти попавших в плен, и через полгода Сергия Жигулина удалось обменять. Однако, об отце Анатолии очень долго никто ничего не знал.
Подробности стали известны лишь через несколько лет. В феврале 1996 года он пал от рук боевиков, так и не сумевших сломать мужественного священника.
Сегодня имя протоиерея Анатолия Чистоусова известно людям, прошедшим огонь Первой Чеченской, а также тем, кто посвятил себя служению Богу. Это был человек, который остался верен своим убеждениям, произнеся во время прощания с Сергием Жигулиным...
"Слушай, брат, ведь это счастье – пострадать за веру..."
(Из воспоминаний архимандрит Филиппа (Сергия Жигулина))
СПАСИБО ЗА ПРОЧТЕНИЕ, ТОВАРИЩ!
Прошу оценить материал лайком и комментарием, а также поделиться прочитанным в соц.сетях! Буду признателен, если Вы изучите другие публикации и видеоролики канала "Зеленая книга".