Найти тему

Мистический реализм в творчестве Кафки

Оглавление

Обзор книги

                                                    Обложка романа Кафки
Обложка романа Кафки

Данное произведение писатель создавал в неповторимом направлении модернизма, мистического реализма и философского экзистенциализма, что несомненно привлекло многих литературных критиков и режиссеров к изучению его творчества. Роман издали в самом начале 20 века.

Если рассматривать жанровую принадлежность "Процесса", то это философский роман. Здесь анализируется главная проблема - противостояние человека и системы. В книге переплелись сразу три направления модернизма, реализма и экзистенциализма. Главным персонажем является старший сотрудник банка.

Перед читателями показано начало нового столетия с жизнью простых людей. Ярко изображен город с деталями архитектуры, местным бытом, нравами. Образ Суда предстает нарушителем всеобщего спокойствия и размеренного хода повседневной жизни.

Постоянное возникновение признаков фантастики происходит незаметно в ходе повествования. Эпизод порки охраны экзекутором в кладовке банка виден лишь самому автору. Прозаик не применяет в произведении выразительных средств вообще! Его отличает довольно спокойный, ясный и четкий стиль изложения в любых обстоятельствах сюжета. Это показывает абсурдность всего происходящего в реальности.

Действие романа разворачивается в столице Чехии, хотя писатель и не назвал города. Там по делу главного героя - старшего прокуриста крупного банка проводит следствие неофициальный Суд. Он очень могущественный, потому что филиалы расположены на чердаках всех домов. Главный персонаж считает себя совершенно безгрешным и надеется, что стоит лишь притворится праведным, как все само собой без проблем разрешится, а невидимая угроза развеется.

Священник обратился к Йозефу К: "Суду ничего от тебя не нужно. Суд принимает тебя, когда ты приходишь, и отпускает, когда ты уходишь". Со временем тихий омут следствия постепенно затягивает главного персонажа за собой. Это произошло по причине разбирательств в глубочайшей секретности. Все очень неясно, зыбко, смутно и словно нереально, основанное исключительно на слухах с домыслами.

Герой не собирается убегать и прятаться от судьбы. Он бросает ей вызов и начинает бороться за свои права, все глубже запутываясь в судебном процессе. В его противоборстве системе есть много драматического достоинства, потому что некоему бизнесмену Блоку, пресмыкавшемуся перед адвокатами и судьями, удалось растянуть рассмотрение своего дела на долгих пять лет. У нашего Йозефа страшный конец настал еще быстрее, так как он отказался принимать несправедливый закон.

                                        Иллюстрация  к "Процессу"
Иллюстрация к "Процессу"

Проблема романа

На Западе иногда видят проблематику данного романа в суде человека над собой любимым. Сюжет Кафки не дает оснований для таких выводов. Вот что говорит в зале заседаний Йозеф К: "Нет сомнения, что за всем судопроизводством, то есть в моем случае за этим арестом и сегодняшним разбирательством, стоит огромная организация. Организация эта имеет в своем распоряжении не только продажных стражей, бестолковых инспекторов и следователей, проявляющих в лучшем случае похвальную скромность, но в нее входят также и судьи высокого и наивысшего ранга с бесчисленным, неизбежным в таких случаях штатом служителей, писцов, жандармов и других помощников, а может быть даже и палачей - я этого слова не боюсь. А в чем смысл этой огромной организации, господа? В том, чтобы арестовывать невинных людей и затевать против них бессмысленный и по большей части - как, например, в моем случае - безрезультатный процесс. Как же тут, при абсолютной бессмысленности всей системы в целом, избежать самой страшной коррупции чиновников?"

Таким образом, Суд представляет собой нечто вполне объективное. Это социальная система, посреди которой жил автор романа. Он ее ненавидел. Прозаик прекрасно знал мир, окружающий его и который преображался, мифизировался за счет объединения с ним, сращивания воедино. Отражение сущего заметно сказалось на главном герое произведения. Йозеф был плоть от плоти системы, породившей кошмарный суд.

С одной стороны персонажа преследует система, а с иной - он крупный бюрократ, охраняемый заслоном секретарей ото всех неожиданностей и случайностей. Его арестовали рано утром, застав врасплох прямо в пансионе, где он жил. Йозеф К - часть враждебной ему ненавистной действительности, что делает его "нечистым" в собственных глазах, вызывая усиливающееся чувство вины. Поэтому он не в состоянии уйти от суда, хотя его никто не удерживает.

Суд у Кафки - это внешний мир, где угадываются свойства нового тоталитаризма, и высшая справедливость и индивидуальный закон, создаваемый каждым самостоятельно лично для себя.

                                       Арест главного героя произведения
Арест главного героя произведения

Главный герой начал не только оглядываться, но и всматриваться вглубь себя. Благодаря авторскому феномену сращения второе значение суда побеждает. Оттого, что все его окружает туманно, расплывчато, мрачно, капризно, метафорически-фантастично, беспросветно. В себе он замечает лишь то, что делает его сопричастным "всеобщему преступлению", чудовищной и тщетной организации бытия. Даже как личности ему остался только стоицизм отчаяния. Йозеф говорит: "Всегда мне хотелось хватать жизнь в двадцать рук, но далеко не всегда с похвальной целью. И это было неправильно. Неужто и сейчас я покажу, что даже процесс, длившийся целый год, ничему меня не научил? Неужто я так и уйду тупым упрямцем? Неужто про меня потом скажут, что в начале процесса я стремился его окончить, а теперь, в конце, — начать сначала? Нет, не желаю, чтоб так говорили!"

Есть у данного произведения еще один примечательный аспект. Э. Канетти написал книгу "Другой процесс" (1969), в которой своей целью поставил доказать, что роман полностью автобиографичен. Его главный конфликт - созданная в метафорической форме история первой помолвки Кафки с Фелицией Бауэр и вскоре разрыва их связи. Предположения Канетти очень убедительные, потому что он не исключил социальный смысл романа "Процесс".

Общее у Кафки никогда не может выступать в разрыве от субъективного. А вы сталкивались с бюрократией и коррупцией в жизни?

Ставьте лайки и при желании подписывайтесь на мой канал!