Увы, мы не знаем, действительно ли художник вдохновлялся поэмой Лермонтова "Тамбовская казначейша", когда писал этот чудный портрет. Однако название "Казначейша" с тех пор уж так к нему и привязалось... А давайте попробуем разобраться, о чём нам говорит наряд героини?
Во-первых, о времени суток. Перед нами вечер, или хотя бы ранний вечер. Видите, какое большое декольте у платья? Вырез открывает и прекрасные плечи, и верхнюю часть груди... То, что нужно для вечерних мероприятий. А вот утром и днём такое платье не то, что неуместно - немыслимо! Днём положено было закрывать и грудь, и руки.
А вот рукава как раз у платья длинные (и крой, скорее, характерен для второй половины 1830-х - когда писался портрет, это уже не последний писк моды). Не исключено, что это одно из платьев, которые играли роли и дневных, и вечерних. Только днём вырез прикрывали: пелеринкой, сшитой из той же ткани, косыночкой, и т.п. Экономно, практично. В самый раз для тех женщин, которые не могли себе позволить обширный гардероб.
С плеч ниспадает шаль - к тому времени шали уже не были бешено дорогим аксессуаром, как когда-то, но и недёшевы. Словом, наша героиня вполне могла бы принадлежать к той прослойке, что и "Тамбовская казначейша).
Что до украшений... Я не специалист по истории ювелирного искусства. Но мне кажется, здесь или янтарь, или что-то вроде сердолика, либо... вообще стекло!
А ещё хочу обратить ваше внимание на глубину выреза. Очень, очень глубокое декольте. Вся красота наружу! С таким бы на бал отправляться, а не из окошка выглядывать. Но для бала платье не годится, слишком оно простое. Так, гостей принять и в гости наведаться. Но ради такого нет нужды настолько декольтироваться...
Словом, непроста наша "казначейша", ох, не проста! :)
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите поддержать автора и узнать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory