Найти тему
История моды с Марьяной С.

Ах, казначейша...

Увы, мы не знаем, действительно ли художник вдохновлялся поэмой Лермонтова "Тамбовская казначейша", когда писал этот чудный портрет. Однако название "Казначейша" с тех пор уж так к нему и привязалось... А давайте попробуем разобраться, о чём нам говорит наряд героини?

"Женщина в окне" ("Казначейша"), Василий Тропинин, 1841. (с) Из коллекции Государственного русского музея (Санкт-Петербург).
"Женщина в окне" ("Казначейша"), Василий Тропинин, 1841. (с) Из коллекции Государственного русского музея (Санкт-Петербург).

Во-первых, о времени суток. Перед нами вечер, или хотя бы ранний вечер. Видите, какое большое декольте у платья? Вырез открывает и прекрасные плечи, и верхнюю часть груди... То, что нужно для вечерних мероприятий. А вот утром и днём такое платье не то, что неуместно - немыслимо! Днём положено было закрывать и грудь, и руки.

"Женщина в окне" ("Казначейша"), Василий Тропинин, 1841. (с) Из коллекции Государственного русского музея (Санкт-Петербург). Деталь.
"Женщина в окне" ("Казначейша"), Василий Тропинин, 1841. (с) Из коллекции Государственного русского музея (Санкт-Петербург). Деталь.

А вот рукава как раз у платья длинные (и крой, скорее, характерен для второй половины 1830-х - когда писался портрет, это уже не последний писк моды). Не исключено, что это одно из платьев, которые играли роли и дневных, и вечерних. Только днём вырез прикрывали: пелеринкой, сшитой из той же ткани, косыночкой, и т.п. Экономно, практично. В самый раз для тех женщин, которые не могли себе позволить обширный гардероб.

С плеч ниспадает шаль - к тому времени шали уже не были бешено дорогим аксессуаром, как когда-то, но и недёшевы. Словом, наша героиня вполне могла бы принадлежать к той прослойке, что и "Тамбовская казначейша).

Слева - платье, 1843-46. (с) Из коллекции музея МакКорд (Монреаль). Справа - платье и шаль, 1841-45. Из коллекции музея Метрополитен (Нью-Йорк)
Слева - платье, 1843-46. (с) Из коллекции музея МакКорд (Монреаль). Справа - платье и шаль, 1841-45. Из коллекции музея Метрополитен (Нью-Йорк)

Что до украшений... Я не специалист по истории ювелирного искусства. Но мне кажется, здесь или янтарь, или что-то вроде сердолика, либо... вообще стекло!

"Женщина в окне" ("Казначейша"), Василий Тропинин, 1841. (с) Из коллекции Государственного русского музея (Санкт-Петербург). Деталь.
"Женщина в окне" ("Казначейша"), Василий Тропинин, 1841. (с) Из коллекции Государственного русского музея (Санкт-Петербург). Деталь.

А ещё хочу обратить ваше внимание на глубину выреза. Очень, очень глубокое декольте. Вся красота наружу! С таким бы на бал отправляться, а не из окошка выглядывать. Но для бала платье не годится, слишком оно простое. Так, гостей принять и в гости наведаться. Но ради такого нет нужды настолько декольтироваться...

"Женщина в окне" ("Казначейша"), Василий Тропинин, 1841. (с) Из коллекции Государственного Русского музея (Санкт-Петербург). Деталь.
"Женщина в окне" ("Казначейша"), Василий Тропинин, 1841. (с) Из коллекции Государственного Русского музея (Санкт-Петербург). Деталь.

Словом, непроста наша "казначейша", ох, не проста! :)

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите поддержать автора и узнать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory