Найти тему
Тайны искусства

Взгляд на искусство: основы

Оглавление

Полезные советы о том, как подойти к прочтению произведению искусства.

"Мужской портрет" (1630-1633), Франса Хальса
"Мужской портрет" (1630-1633), Франса Хальса

Мой первый совет при взгляде на произведение искусства всегда таков: дайте себе время посмотреть. Произведения искусства - это реальные объекты - чаще всего - с реальным размером, формой, текстурой и композицией. Эти качества могут быть обнаружены благодаря внимательному изучению, а иногда и небольшому исследованию со стороны зрителя. Три качества, о которых я собираюсь поговорить здесь, - это размер, композиция и стиль.

Размер имеет значение

Мы привыкли смотреть на большие объекты и находить в них величие. Большое произведение искусства, естественно, покажется нам более смелым, возможно, более выразительным, почти наверняка более ценным, чем картина или скульптура в более миниатюрном масштабе.

Однако есть и другой способ думать о масштабе, когда речь идет о произведениях искусства, а именно: рассматривать произведение искусства как объект, на который можно посмотреть в реальной обстановке. Тогда появляются разные качества.

Если вы встретите очень маленькую картину, например, картину Боттичелли "Благовещение" шириной около 30 см, то вскоре поймете, что для того, чтобы разглядеть ее мельчайшие детали, нужно подойти к объекту очень близко.

"Благовещение" (ок. 1485-92), работы Боттичелли
"Благовещение" (ок. 1485-92), работы Боттичелли

На картине изображен момент, когда Деву Марию посетил ангел Гавриил в ее личных покоях и сообщил, что вскоре она станет матерью Иисуса Христа. На картине ангел идет с веткой лилии, означающей чистоту Марии.

Подобная картина не предназначена для одновременного созерцания множеством людей. Панно, написанное Боттичелли, почти наверняка было заказано в качестве частного изображения. Такие изображения рассматривались как важное вспомогательное средство для молитвы в христианском богослужении, призванное пробудить чувства благочестия и обеспечить визуальное повествование для тех, кто не может читать Библию. Изящное изображение Боттичелли вполне может быть небольшим, но как объект частного и личного созерцания оно, несомненно, должно было быть очень сильным и поэтому идеально пропорциональным.

Сравните это с гораздо более крупной картиной, такой как "Успение Богородицы" Тициана, высота которой составляет почти 7 метров. Стоять так же близко к этой картине, как к картине Боттичелли, было бы бессмысленно. Чтобы увидеть картину во всей ее полноте, зритель должен отойти подальше.

"Успение Богородицы", (1516-18) работы Тициана.
"Успение Богородицы", (1516-18) работы Тициана.

Сюжет этой картины также касается Девы Марии, на этот раз в конце ее жизни, когда ее тело было взято на небо. Вы можете видеть ее в центре, одетую в красные и синие одежды.

Учитывая, что картина была написана для всеобщего обозрения - в данном случае, как главный алтарь церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари в Венеции, Италия, - неудивительно, что она получилась такой большой. При таком размере многие люди могут рассматривать картину одновременно, а ее детали могут быть правильно оценены только на соответствующем расстоянии от полотна.

"Успение Богородицы" Тициана, 1516-18 гг. на главном алтаре базилики Санта-Мария Глориоза деи Фрари
"Успение Богородицы" Тициана, 1516-18 гг. на главном алтаре базилики Санта-Мария Глориоза деи Фрари

Эти правила ни в коем случае не являются жесткими. Дело в том, что размер произведения искусства - это не только грандиозность, но и грань его предназначения.

Иногда картина или скульптура создается для того, чтобы вписаться в определенное заранее заданное пространство, как в случае с алтарной картиной Тициана, например, в архитектурную нишу в здании. В других случаях размер произведения искусства может быть обусловлен доступом - или отсутствием доступа - художника к живописным материалам.

Наконец, мы должны учитывать важность традиций в искусстве, поскольку некоторые виды искусства считались подходящими для создания в больших масштабах, в то время как другие считались менее важными и поэтому заслуживали только меньших размеров. Например, "исторические картины", которые на протяжении нескольких веков считались самой благородной и выдающейся формой живописи, естественно, должны были быть написаны в большом масштабе. Именно здесь вступает в игру наше, возможно, инстинктивное представление о том, что больше - значит лучше.

Внутренняя динамика композиции

Все произведения искусства имеют композицию - то есть способ расположения, определенный поток или гармонию частей. Некоторые произведения искусства стремятся к равновесию в своей композиции; другие намеренно отклоняются от нормы. Размышления о том, как композиция влияет на ощущение или смысл произведения искусства, - отличный способ познакомиться с ним.

Возвращаясь к "Успению Богородицы" Тициана, легко заметить, что картина разделена на трети. В самом низу находится земное царство, вверху - небесное, а между ними - пространство, занимаемое переходом Богородицы между ними. Три части четко разделены, причем цвета переднего плана более темные и поэтому выделяются на фоне более светлых тонов фона. Такое расположение придает картине определенную силу, поскольку зритель может легко воспринять "пространственную логику" картины и то, как движение Марии вверх в значительной степени связано с ее переходом из одного царства в другое.

Композиционные элементы "Успения Богородицы" Тициана
Композиционные элементы "Успения Богородицы" Тициана

Помимо этих третей, Тициан использовал множество приемов, чтобы создать ощущение созвучия и ритма, и, прежде всего, ощущение движения вверх, которое действительно проникает в самую суть темы картины.

Тициан использует форму человеческих фигур - углы рук и лиц - чтобы придать картине энергию и создать в ней структуру. Посмотрите, как выделяются двое мужчин в красных одеждах в нижней части картины, образуя начало двух сторон треугольника, вершиной которого является фигура Девы Марии. Используя эту геометрическую форму, Тициан не только направляет взгляд вверх в направлении движения Девы Марии, что наводит на мысль о духовном восхождении, но и стабилизирует картину вокруг формальной, симметричной структуры.

Стиль

Третья тема, которую я хочу рассмотреть в этой статье, - стиль. Стиль на самом деле является огромной темой из-за множества вопросов, которые начинаются с "почему": Почему одни художники работают в одном стиле, а другие - в другом? Почему стили меняются? Как стиль связан с содержанием? (Ладно, последний вопрос начинался с "как", но вы поняли идею).

Особенность стиля, которую я хочу рассмотреть - это линия. Художники используют линию определенным образом. Кто-то используя сильные контуры и ярко выраженные формы, в то время как другие используют ее более и мимолетным образом. Чтобы провести различие между этими двумя техниками, я буду использовать термины "линейный" и "живописный". Термин "линейный" описывает стиль изображения, в котором при моделировании объектов используются четкие контуры, где границы между формами определенны и ясны. С другой стороны, "живописный" относится к методу изображения, при котором элементы не имеют четких очертаний, но имеют более мягкие контуры. Быстрые или свободные мазки кисти связывают отдельные части вместе, а не изолируют их друг от друга. Контуры иногда окутаны тенью, так что фигуры скорее появляются, чем ярко выражены.

"Отец Дюрера" (1490), Альбрехта Дюрера
"Отец Дюрера" (1490), Альбрехта Дюрера
"Мужской портрет" (1630-1633), Франса Хальса
"Мужской портрет" (1630-1633), Франса Хальса

Давайте рассмотрим пример. Вот две картины, которые относятся к каждой категории. Первая написана Альбрехтом Дюрером в 1490 году, а вторая - Франсом Хальсом около 1633 года. Обе картины представляют собой портреты, где объект изображен в трех четвертях (другими словами, частично повернутый портрет). На картине Дюрера, изображающей его отца, очертания форм и фигур, особенно лица, написаны четко очерченными мазками, где границы между передним и задним планом четко определены. Во втором примере, работы Франса Хальса, границы форм и очертаний гораздо менее строгие. Сами следы кисти имеют текстуру, формы скорее предполагаются, чем четко определены, а общее ощущение более свободное.

Возможно, разница едва заметна, но при внимательном рассмотрении можно увидеть, как два стилистических подхода приводят к созданию двух совершенно разных картин. Ведь первое изображение статично и солидно, даже монументально; возможно, правильнее было бы сказать "трезвое". Второй образ более живой и энергичный, как будто сидящий мог легко встать со стула и уйти.

Историка искусства, которого мы должны благодарить за термины "живописный" и "линейный", звали Генрих Вёльфлин.

Можно было бы еще долго анализировать эти две картины с точки зрения их стиля, но я надеялся показать, как применение техники создает определенное ощущение или атмосферу в произведении. Другими словами, понимая стиль, мы можем начать воспринимать то, что произведение искусства пытается сказать.

***

Знаю, это была не самая простая статья, но если дочитали и было интересно, пожалуйста, подпишитесь на канал и поставьте лайк! Это очень мотивирует меня выкладывать новые посты:) Благодарю.

***

#картины #искусство #живопись #картина #художник #мировое искусство #картины со смыслом #скрытый смысл #изобразительное искусство