Как прилипло к Петеру-Эриху Кремеру это мусульманское имечко - доподлинно установить не удалось. Родился он в 1911 году в Эльзасе, периодически принадлежавшем то Германии, то Франции и по матери был наполовину англичанином.
3 года отслужил артиллерийским офицером на тяжёлом крейсере "Дойчланд", потом пошёл на повышение на эсминцы, но в августе 1940 года решил переквалифицироваться в подводники. В январе 1941-го получил под командование новёхонькую U-152. Но она использовалась как учебная, а Кремер хотел воевать и через полгода стал командиром опять же вновь построенной U-333 серии VIIC.
Выбирая эмблему своей лодки, команда остановилась на изображении трёх рыбок:
Надо сказать, что американская популярная музыка пользовалась успехом среди немецких подводников, а «Three Little Fishies» стала в Америке хитом №1 1939 года. В песенке рассказывается о трёх маленьких рыбках, которые, не послушав маму, выбрались через плотину своего пруда в море, ведь там так весело! Но повстречав акулу, быстренько помчались обратно в родной пруд среди лугов.
Кстати, и на околыше своей фуражке Кремер носил изображение трёх рыбок:
Есть определённое очарование в этих песенках того времени, веет от них миром и беззаботностью. Можно послушать, только слова начинаются лишь на 40-й секунде
В первый свой патруль Кремер отправился, не имея ни малейшего боевого опыта на подлодках. Выход состоялся под новый, 1942 год, 27 декабря. Уже 2 января на пути в отведённый район патрулирования была атакована первая цель - американский танкер «Algonquin». Но он держал ушки на макушке и заметив выпущенные по нему торпеды, тут же начал манёвр уклонения, параллельно запросив по радио о помощи. На его счастье, поблизости оказался противолодочный самолёт, тут же атаковавший лодку, правда, безуспешно. Разошлись вничью.
Продолжая двигаться на запад, лодка попала в тяжелейший шторм. "Али" вспоминал: "Волны были высотой с дом. Они обрушились на мостик как лавина, и смыли то немногое, что смогли ухватить сразу. Леера исчезли, опоры треснули, как спички. Лодка принимала крен до 60 градусов, как показал маятник в рубке, так что казалось, что можно окунуться голыми руками в воду, а потом выпрямлялась, как кукла-неваляшка из-за очень низкого центра тяжести, чтобы тут же перевернуться на другой бок... U-Boot буквально карабкалась по огромным, как горы, волнам, погружалась в их гребни, на некоторое время зависал килем в воздухе и ныряла вниз другим боком в корыто между волнами. Когда она входила носом в волны, винты крутились в воздухе. Корма опускалась, гребные винты исчезали в пене, а выхлопные
газы дизелей с булькающим звуком прорывались на поверхность..."
22 января было потоплено греческое судно Vassilios A. Polemis. Лодка всплыла, были допрошены 12 спасшихся моряков на шлюпке, Кремер раздал медикаменты, печенье и сигареты выжившим и направил их в Галифакс. 24 января отправился на дно норвежский пароход Ringstad. Спаслась вся команда из 43 человек. Немцы опять всплыли, поделились продуктами и указали путь к берегу. Но в штормовом море две шлюпки позже затонули и 30 человек до берега так и не добрались.
А через неделю Кремер атаковал другого норвежца, под названием "Эльг". После попадания первой торпеды пароход послал сигнал бедствия от имени судна "Британи", чем ещё больше сбил с толку подводников. Кремер подошёл на 400 метров и всадил в борт жертве вторую торпеду. Он никак не мог знать, что на самом деле это был хитро замаскированный немецкий блокадопрорыватель "Шпреевальд", шедший с Дальнего Востока с ценнейшим для Рейха грузом в 3365 тонн каучука, 230 тонн олова и 20 тонн вольфрама и хинина, а также на борту имелись 86 пленных, захваченных знаменитым рейдером "Корморан".
И тут всё завертелось... Поблизости оказались U-575, которая должна была сопровождать судно до Франции, и U-123, с которой на "Шпреевальд" должен был переведён раненый член экипажа. Вся троица принялась за поиски выживших. Вскоре подошли U-701 и U-582, возвращающиеся из патруля и U-332 c U-105, направлявшиеся на позиции, а также прилетели 5 самолётов Fw200 Condor, обыскивать район.
В итоге были спасены всего 25 членов экипажа и 55 заключенных. Меж тем раненому моряку становилось всё хуже. За ним прилетела летающая лодка Dornier Do24, но при посадке потерпела аварию. Пришлось спасать ещё 7 членов её экипажа, а самолёт потопить артогнём. 9 февраля U-333 вернулась на базу. Кремер предстал перед военным судом, но после разбирательства был оправдан.
30 марта лодка вышла во второй свой патруль. Вечером 2 апреля она была атакована самолётом, сбросившим 2 глубинные бомбы уже после её погружения. Лодка получила некоторый ущерб, но продолжила поход. Перейдя океан с дозаправкой от "дойной коровы" U-459, 30 апреля Кремер атаковал британский танкер «British Prestige».
Но как-то ему с этими британскими танкерами не везло. Тот сумел уклониться от двух торпед и в свою очередь пошёл в атаку. И протаранил лодку так, что нанёс серьёзные повреждения носовой части лодки и рубке. Немцам стало не до атак, на следующий день они выбирались из корпуса через палубный люк, потому что рубочный был заблокирован обломками. 1 мая были проведены ремонтные работы, а 6 мая "Али" Кремер оторвался по полной, потопив за день два и выведя из строя одно судно у берегов Флориды.
В ответ U-333 подвергается атаке глубинными бомбами патрульных кораблей PC 450 и PC 451 и эсминца USS "Vigilant". Атаки продолжались в течение пятнадцати часов, прежде чем три корабля покинули этот район, чтобы выполнить свои обязанности по сопровождению конвоя. Лодке были нанесены тяжёлые повреждения. 7 мая U-333 всплывает на поверхность только для того, чтобы быть замеченной эсминцем USS «Даллас», который атакует её глубинными бомбами, но о дальнейших повреждениях не сообщается.
Перезарядка торпеды на лодке:
Кремер отплатил за бомбёжки тем, что 10 мая пустил ко дну британский Clan Skene с 2000 тонн хромовой руды, после чего отправился зализывать раны во Францию, куда вернулся 26 мая. Встреча после похода:
5 июня Рыцарский крест утихомирил «зуд в шее» Кремера, как шутили подводники, который только и можно вылечить лентой этого ордена
Третий патруль был самый короткий, но без повреждений и тут не обошлось. После длительного ремонта 11 августа лодка отправилась в район Азорских островов на соединение с "волчьей стаей" "Блюхер". 17 августа в момент преследования конвоя SL 118 лодка была обнаружена самолётом "Либерейтор", успела погрузиться, но была атакована двумя кораблями конвоя. Они задали ей жару, был выведен из строя один из гребных валов. Пока шла эта охота, были потоплены 2 и повреждены 1 судно конвоя. Кремера оставили в покое и он на охромевшей лодке отправился на базу, куда вернулся 24 августа, а 1 сентября отправился в четвёртый патруль, добавивший к его прозвищу словечко Wrack, что означает "развалина", обломок", остов корабля" - выбирайте по своему вкусу. Впрочем, и английское wreck не сильно отличается по смыслу, добавляя ещё и "катастрофа".
У побережья Западной Африки в составе "волчьей стаи" "Илтис" лодка была засечена радаром корвета HMS Crocus, который вышел из Фритауна на поиски подводных лодок.
В ночь между 6 и 7 октября между ними произошло эпическое сражение. Корвет начал обстрел, быстро сближаясь с целью протаранить лодку. И таран удался, но и лодка своим носом сделала пробоину в корпусе "Крокуса". Англичанин дырявил надстройку лодки своими скорострельными автоматами, убивая верхнюю вахту и нанося бесчисленные повреждения. Кремер был несколько раз ранен, но продолжал управлять лодкой, пытаясь её спасти. После второго тарана он дал приказ погрузиться.
Но корвет стал забрасывать её глубинными бомбами. Корпус потёк, трюмная помпа вышла из строя. Кремер периодически терял сознание, а потом снова продолжал борьбу за жизнь лодки. Надеясь уйти от преследования в темноте, он дал команду на всплытие. Побег удался, возможно, корвет и сам потерял изрядную долю боеспособности.
Кремер получил 8 ранений, не считая ушибов и контузий. В журнале лодки это было записано так: Вся вахта на мостике была ранена и упала сразу, включая командира. IWO (первый вахтенный офицер) и я немедленно снова встали. У меня было несколько пулевых отверстий в руке, IWO был ранен в шею. Нас обоих выбросило в боевую рубку взрывом снаряда, но мы сразу вернулись на мостик. После того, как IWO был снова ранен в руку и ногу, я приказал ему оставить меня одного наверху... Тем временем корвет вел непрерывный огонь. Предотвратить очередной таран удалось только резкими маневрами руля. Тогда я отдал приказ: «Приготовить спасательные жилеты и спасательные средства». Тем временем я был ранен в голову и от взрыва снаряда снова отброшен в боевую рубку. Я снова пошел сразу на мостик и получил осколок в грудь. Корвет постоянно поворачивал за мной и снова пытался таранить. Так как я был ослаблен от потери крови и своих ран, - левый глаз был полон крови, я мог видеть только одним глазом, - я решил, в крайнем случае, спасти лодку, нырнув...
Кстати, немного позже, осколок размером с палец, затруднявший Кремеру дыхание, старший механик лодки вытащил плоскогубцами, а для анестезии были использованы две кружки рома. Командование принял второй вахтенный офицер.
Убитых похоронили в море. 9 или 10 октября лодка встретилась с уже знакомой "дойной коровой" U-459. Её врач оказал помощь раненым, а с находившейся рядом U-107 на U-333 перешёл капитан-лейтенант Лоренц Каш, находившийся на ней в качестве стажёра командира. Он и довёл лодку Кремера до Лориана. По пути 21 октября 1942 года U-333 была атакована в Бискайском заливе британской подводной лодкой «Граф», бывшей U-570, но безуспешно. В таком виде "три маленькие рыбки" вернулись на базу:
Вот с тех пор Эрих-Петер Кремер и получил добавку к своему прозвищу, и в дальнейшем продолжал его подтверждать. Однако среди подводников полно было желающих служить под его командой, ибо такое везение было дано не каждому командиру.
Лоренц Каш, получив под командование лодку нового типа IXC/40, погиб со всей командой на 17-й день её первого патруля от бомб двух "Либерейторов". Ну и как тут удержаться от упоминания о судьбе дважды упоминавшейся транспортной лодки U-459?
Ею командовал корветтенкапитэн Георг фон Виламовиц-Мёллендорф, один из самых старых по возрасту командиров подлодок, пользовавшийся большим уважением у команды, на день гибели ему было 50 лет. 24 июля 1943 года лодка подверглась атаке самолёта "Веллингтон", но точным огнём он был сбит, однако при падении врезался в борт лодки. Выжил только бортовой стрелок самолёта. Большая часть зениток лодки и их прислуга были уничтожены. При разборе обломков на палубе были обнаружены 3 глубинные бомбы. При попытке избавиться от них, одна взорвалась, выведя из строя рулевое управление и повредив кормовые отсеки.
Вскоре второй "Веллингтон" обстрелял лодку и сбросил на неё 7 глубинных бомб. Стало ясно, что она не жилец. Командир приказал покинуть лодку выжившим морякам с пленным англичанином. После того, как они покинули корабль, он отдал им честь, спустился вниз и открыл клапаны затопления, уйдя на дно вместе со своей лодкой. Через семь часов выжившие были подобраны польским военным кораблём.
А что же Кремер? Провалявшись по госпиталям около 3 месяцев, он с февраля до мая 1943 года прослужил в штабе Дёница. За это время U-333 совершила 2 патруля под командованием обер-лейтенанта Вернера Шваффа. В первом патруле лодка побед не имела, зато подверглась сильной бомбёжке в течение 9 часов, получив значительные повреждения. Устранив некоторые из них, на малом ходу смогла вернуться на базу.
Во втором патруле лодка была атакована самолётом "Веллингтон", успевшим сбросить 4 бомбы до того, как он был сбит зенитчиками лодки. 2 из них попали в лодку, но одна не взорвалась, а другая отскочила в море и её взрыв нанёс лишь небольшие повреждения. 19 марта U-333 торпедировала и потопила 5234-тонное греческое торговое судно Carras. Это был единственный успех, 13 апреля она вернулась во Францию.
18 мая 1943 года Петер-Эрих Кремер, окончательно оправившийся от ран, снова вернулся на U-333. Швафф стал командовать U-440 и погиб со всей командой на шестой день после выхода в море 31 мая 1943 года от бомб самолёта "Сандерленд".
91-дневный патруль Кремера закончился безрезультатно, но хотя бы все остались живы, а лодка без повреждений. Однако ситуация на море стала меняться в худшую сторону для подводников. Противолодочная авиация не давала покоя. В следующем патруле 18 ноября лодка была протаранена фрегатом HMS Exe, который своротил ей перископ, а потом 8 часов подвергалась преследованию кораблей и самолётов. В таком виде вернулась назад 1 декабря 1943 года:
В следующем патруле западнее Ирландии 21 марта лодка была замечена авиацией, которая навела на неё группу противолодочных кораблей. Последовала безжалостная травля. Лодка залегла на дно и пробыла в таком положении более 10 часов. Когда попыталась всплыть, оказалось, что её крепко присосал донный ил. Путём неимоверных усилий всё-таки удалось оторваться. Вернулись на базу в день рождения Гитлера, 20 апреля, но без подарка фюреру.
В последний патруль Кремера ею был сбит атаковавший "Сандерленд", но лодка получила повреждения, сделавшие невозможным дальнейшее плавание и всего через неделю после выхода она вернулась на базу.
Больше Кремер на ней в море не выходил, получив под своё командование новейшую так называемую электролодку XXI серии U-2519.
А U-333 в следующий поход пошла под командованием капитан-лейтенанта Ганса Фидлера и через 10 дней после выхода, 31 июля 1944 года погибла со всей командой от глубинных бомб британских кораблей. Причём она стала первой жертвой нового бомбомёта "Сквид":
U-2519 использовалась как учебная, в феврале 1945 года Кремер покинул её и стал командиром Marine-Panzervernichtungsbataillon (морской противотанковый батальон), который противостоял британским танкам, наступавшим на Гамбург. Комплектовался исключительно добровольцами-подводниками. Казалось бы - где лодки, а где танки? Однако они успели уничтожить 24 английских танка. Вот Кремер на тот момент, слева:
В самые последние дни войны командовал личной охраной Дёница. Отсидел месяц в плену. Потом занимался бизнесом, написал 2 книги мемуаров. Умер 5 июля 1992 года в возрасте 81 год.
Как лодки отбивались от самолётов:
Зимний сад на немецкой подводной лодке и чем он опасен для самолётов
"Клоп", "Муха" , "Комар" и другие помощники немецких подводников в борьбе с противником.
Ещё о блокадопрорывателях:
Как немецкие блокадопрорыватели не смогли помочь итальянским подводникам вернуться на родину
................................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь