Что, если убрать уровни сложности в играх
Есть такое мнение: наличие уровней сложности играм вредит, кто проходит игру не на максимальной сложности, тот эмм… неполноценный, и сам это осознаёт в глубине души; если не осознаёт, значит, он в глубину своей души не заглянул. И мнение это неправильное. Категорически.
Зачем нужны уровни сложности
Мы приходим в игру, чтобы окунуться в неё, отдохнуть, порадоваться, поогорчаться и вообще получить море эмоций. Разве не так? И каждому нужно что-то своё.
Есть хардкорщики, которым для радости надо продираться через такие трудности, чтоб зубы скрипели, и клавиатура летела в стену. Пожалуйста, им уровень сложности: «Кошмар». Наслаждайтесь. А есть те, для кого сюжет – книга, которую хочется читать дальше, и им совсем не интересно пятнадцатый раз умирать на одном боссе. На уровне «кошмар» они игру просто забросят, потому что скучно.
Ещё есть любители проходить видеоигру несколько раз, и им пригодятся разные уровни сложности. Выбор сложности зависит и от того, насколько хорошо игроку знаком жанр или серия игр.
За счёт чего меняется сложность
Самый простой и довольно-таки унылый вариант усложнения – добавление hp противникам. У одного и того же босса на лёгком уровне 500 hp, на нормальном 1000, а на сложном – 5 000.
Намного увлекательнее, когда на высоком уровне сложности меняется скорость перемещения противников, враги лучше видят и слышат игрового персонажа. Ему приходится глубже прятаться в тень, тщательнее разведывать местность – то есть, играть более сосредоточенно.
Идеально, когда более сложное прохождение требует от геймера не просто выпустить больше снарядов, а решить каждый сложный бой как шахматную задачу. Приходится разрабатывать тактику ведения боя, выбирать подходящее оружие, решать, как правильно разместить отряд, и вообще предварительно изучать лор.
И, наверное, высший пилотаж – это когда каждый следующий уровень сложности подразумевает увеличение количества задач, решаемых игроком для выполнения каждого квеста.
Есть ещё вариант адаптивной (автонастраиваемой) сложности. Это когда, например, после трёх смертей подряд персонажу подкидывают дополнительные флакончики с лекарством.
Что получится без уровней сложности?
Если оставить только один уровень, нормальный, то кому-то игра окажется непроходимой, а кому-то – неимоверно скучной.
В результате:
1) число игроков будет меньше;
2) значительная часть геймеров так и не дойдёт до финала (не смогут либо не захотят);
3) те, кто дошёл-таки до конца, отчётливее будут чувствовать себя крутыми;
4) игроки будут стараться использовать все возможные механики игры (что, конечно же, хорошо);
5) отзывы об игре в целом будут хуже.
Соответственно, делать видеоигры без уровней сложности – не в интересах разработчиков и большинства игроков. Но при этом часть игроков-хардкорщиков почувствуют себя лучше.
А теперь посмотрим, какие же аргументы есть у другой стороны.
Что думают противники уровней сложности
Не буду называть имя видеоблогера, довольно-таки известного, который когда-то в школьном детстве очень расстроился, что в соревновании победила дружба; даже Вован, которого бабушка на соревнование не пустила, оказался в числе победителей, а те, кто старался – в числе одураченных. Ну, такая вот застарелая обида: можно лечить её с помощью психотерапевта, а можно лелеять и создавать на её основе великолепные видео и доказывать всему миру, что ты прав и всегда был прав, а Вован с бабушкой не правы по определению. А поэтому аргумент № 1: пусть всем будет одинаково трудно, нельзя, чтобы победа доставалась людям, затратившим разное количество усилий.
Контраргумент прост: не надо путать мягкое с тёплым. Одно дело, соревнования с реальными противниками, другое дело – видеоигра. Там кто противник-то? ИИ что ли? Так против ИИ мы уже во все известные игры проигрываем: и в шахматы, и в покер, и во всё прочее. Или разработчик игры – противник? По мне, так он нам друг. Понятно, что не может быть разных уровней сложности для игроков, участвующих в соревновательных играх. В киберспорте. Так их там никто и не делает.
Почему-то некоторые считают, что нормальное прохождение разработчик создаёт только для одного уровня сложности, а остальные – туфта, просто требующая больше или меньше времени на прохождение. В этом и заключается второй аргумент. Даже не знаю, надо ли приводить контраргументы, кто играл на разных уровнях, тот понимает: интересными могут быть они все.
Ещё один аргумент: решение об уровне сложности должен принимать разработчик, который игру разрабатывал и знает, а не геймер, впервые её увидевший. Но кому должен-то? И с какой стати он должен (?!) сознательно ограничивать свою аудиторию хардкорщиками или, наоборот, теми, кто предпочитает лёгкое прохождение? А можно всё-таки разные игроки в игру поиграют?
Просто замечательно, что разработчики понимают: все люди разные. И не отбирают у геймеров возможность выбора сложности. Спасибо им.