Автомобильная индустрия сегодня характеризуется структурными изменениями, вызванными активным внедрениием новых технологий. По всему миру крупные автомобильные концерны и компании-стартапы инвестируют в разработки в области создания транспортных средств, использующих альтернативные источники энергии. Одним из главных трендов в транспортной сфере является электрификация транспортных средств.
На сегодняшний день в некоторых странах мира электрический транспорт уже нашел широкое применение, и ожидается, что его развитие в ближайшие годы будет идти ускоренными темпами. Благодаря стратегическим установкам мировых автопроизводителей и правительственным решениям государств по ужесточению регулирования выбросов вредных веществ автомобилями и поддержке транспорта на альтернативных видах топлива (в рамках различных стимулирующих мер), рынок EVs и топливных элементов динамично развивается и имеет потенциал дальнейшего роста.
Российский рынок электротранспорта значительно уступает по своему развитию многим развитым странам мира.
По состоянию на 2020 год парк электромобилей в Российской Федерации насчитывает до 11 тыс. транспортных средств. Начиная с 2017 года в России фиксируется существенный рост количества электромобилей. Так, если до 2017 года рост составил за три предыдущих 42%, то уже только за 2018 год – 93%, за 2019 год – 102%. По сравнению с 2019 годом в 2020 году количество электромобилей в России увеличилось на 71%.
Всего в 2020 году в России было продано 688 новых электромобилей. Самой продаваемой маркой на рынке стала Nissan Leaf – 144 электрокара. Всего в общем объёме российского парка электромобилей данная модель занимает порядка 83%. В основном спрос на неё формируется в Сибирском и Дальневосточном регионах России (почти 60%). На российском рынке лидирующими по продажам также стали два электромобиля концерна Volkswagen Group: Audi e-tron (134) и Porsche Taycan (91) (см. диаграмму).
Автомобильная индустрия сегодня характеризуется структурными изменениями, вызванными активным внедрениием новых технологий. По всему миру крупные автомобильные концерны и компании-стартапы инвестируют в разработки в области создания транспортных средств, использующих альтернативные источники энергии. Одним из главных трендов в транспортной сфере является электрификация транспортных средств.
На сегодняшний день в некоторых странах мира электрический транспорт уже нашел широкое применение, и ожидается, что его развитие в ближайшие годы будет идти ускоренными темпами. Благодаря стратегическим установкам мировых автопроизводителей и правительственным решениям государств по ужесточению регулирования выбросов вредных веществ автомобилями и поддержке транспорта на альтернативных видах топлива (в рамках различных стимулирующих мер), рынок EVs и топливных элементов динамично развивается и имеет потенциал дальнейшего роста.
Российский рынок электротранспорта значительно уступает по своему развитию многим развитым странам мира.
По состоянию на 2020 год парк электромобилей в Российской Федерации насчитывает до 11 тыс. транспортных средств. Начиная с 2017 года в России фиксируется существенный рост количества электромобилей. Так, если до 2017 года рост составил за три предыдущих 42%, то уже только за 2018 год – 93%, за 2019 год – 102%. По сравнению с 2019 годом в 2020 году количество электромобилей в России увеличилось на 71%.
Всего в 2020 году в России было продано 688 новых электромобилей. Самой продаваемой маркой на рынке стала Nissan Leaf – 144 электрокара. Всего в общем объёме российского парка электромобилей данная модель занимает порядка 83%. В основном спрос на неё формируется в Сибирском и Дальневосточном регионах России (почти 60%). На российском рынке лидирующими по продажам также стали два электромобиля концерна Volkswagen Group: Audi e-tron (134) и Porsche Taycan (91) (см. диаграмму).
Отметим, что в России средняя цена на новую модель Nissan Leaf составляет порядка 3,9-4,2 млн руб., BMW i3 – 2,6 млн руб., а Tesla – 4,6-14 млн руб. Стоимость покупки электромобиля пока ещё выше стоимости покупки автомобиля с ДВС. Но в ближайшие 10 лет эксперты прогнозируют, что их цена опустится на привлекательный уровень, что будет связано с достижениями в технологиях хранения энергии. Кроме того, при пересчёте на жизненный цикл собственники электромобилей уже сейчас могут существенно выигрывать у собственников автомобилей с ДВС. Таким образом, государственная поддержка, направленная на то, чтобы цена покупки электромобиля стала выгодной даже сегодня, позволит открыть рынок в части развития массовых продаж.
В настоящее время разница между стоимостью электромобиля среднего класса и бензинового аналога составляет примерно 750 тыс. руб. Однако эксплуатация электромобиля может быть уже более выгодной, чем использование автомобиля с ДВС, если электромобиль будет проезжать не менее 45 тыс. км ежегодно в течение по меньшей мере пяти лет. Экономия от потребления топлива и обслуживания возместит разницу в цене покупки, что делает выгодным использование электромобилей как минимум в городском такси и каршеринге (сопоставление проводилось для Nissan Leaf и Škoda Octavia).
Отметим, что с каждым годом формируется всё больший интерес к ещё очень молодому, но динамично развивающемуся в РФ рынку электротранспорта. Ключевыми тенденциями его развития становятся формирование основ зелёной экономики, государственная поддержка, рост потребительского интереса к новым видам транспорта, увеличение количества профильных мероприятий и др.
В целом же, основываясь, на изучении международного опыта, важнейшими драйверами роста российского рынка электрических автомобилей будут: активная политика государства, связанная с реализацией программ поддержки приобретения и использования электрического транспорта; развитие необходимой для эффективного функционирования этого транспорта инфраструктуры; организация мер по снижению затрат на аккумуляторные батареи и адаптация режимов их эксплуатации в российских климатических условий.