Найти тему
ПроАвтобизнес

Развитие российского рынка электротранспорта

Автомобильная индустрия сегодня  характеризуется  структурными  изменениями,  вызванными  активным  внедрениием новых  технологий.  По  всему  миру  крупные  автомобильные  концерны  и  компании-стартапы инвестируют  в  разработки  в  области  создания  транспортных  средств, использующих альтернативные источники энергии. Одним из главных трендов в транспортной сфере является электрификация транспортных средств.

На сегодняшний день в некоторых странах мира электрический транспорт уже  нашел  широкое  применение,  и  ожидается,  что  его  развитие    в  ближайшие  годы будет  идти ускоренными  темпами.  Благодаря  стратегическим установкам  мировых  автопроизводителей  и  правительственным  решениям государств  по  ужесточению  регулирования  выбросов  вредных  веществ автомобилями  и  поддержке  транспорта  на  альтернативных  видах  топлива  (в рамках  различных  стимулирующих  мер),  рынок  EVs  и  топливных  элементов динамично развивается и имеет потенциал дальнейшего роста.

Российский рынок  электротранспорта  значительно  уступает  по  своему развитию  многим  развитым  странам  мира.

По  состоянию  на  2020  год  парк  электромобилей  в  Российской  Федерации насчитывает  до  11  тыс.  транспортных  средств.  Начиная  с  2017  года  в  России фиксируется существенный рост количества электромобилей. Так, если до 2017 года рост составил за три предыдущих 42%, то уже только за 2018 год – 93%, за 2019  год  –  102%.  По  сравнению  с  2019  годом  в  2020  году  количество электромобилей в России увеличилось на 71%.

-2

Всего в 2020 году в России было продано 688 новых электромобилей. Самой продаваемой маркой на рынке стала Nissan Leaf  –  144 электрокара. Всего в общем объёме российского парка электромобилей данная модель занимает порядка 83%. В основном  спрос  на  неё  формируется  в  Сибирском  и  Дальневосточном  регионах России (почти 60%). На российском рынке лидирующими по продажам также стали два электромобиля концерна Volkswagen Group: Audi e-tron (134) и Porsche Taycan (91) (см. диаграмму).

Автомобильная индустрия сегодня  характеризуется  структурными  изменениями,  вызванными  активным  внедрениием новых  технологий.  По  всему  миру  крупные  автомобильные  концерны  и  компании-стартапы инвестируют  в  разработки  в  области  создания  транспортных  средств, использующих альтернативные источники энергии. Одним из главных трендов в транспортной сфере является электрификация транспортных средств.

На сегодняшний день в некоторых странах мира электрический транспорт уже  нашел  широкое  применение,  и  ожидается,  что  его  развитие    в  ближайшие  годы будет  идти ускоренными  темпами.  Благодаря  стратегическим установкам  мировых  автопроизводителей  и  правительственным  решениям государств  по  ужесточению  регулирования  выбросов  вредных  веществ автомобилями  и  поддержке  транспорта  на  альтернативных  видах  топлива  (в рамках  различных  стимулирующих  мер),  рынок  EVs  и  топливных  элементов динамично развивается и имеет потенциал дальнейшего роста.

Российский рынок  электротранспорта  значительно  уступает  по  своему развитию  многим  развитым  странам  мира.

По  состоянию  на  2020  год  парк  электромобилей  в  Российской  Федерации насчитывает  до  11  тыс.  транспортных  средств.  Начиная  с  2017  года  в  России фиксируется существенный рост количества электромобилей. Так, если до 2017 года рост составил за три предыдущих 42%, то уже только за 2018 год – 93%, за 2019  год  –  102%.  По  сравнению  с  2019  годом  в  2020  году  количество электромобилей в России увеличилось на 71%.

Всего в 2020 году в России было продано 688 новых электромобилей. Самой продаваемой маркой на рынке стала Nissan Leaf  –  144 электрокара. Всего в общем объёме российского парка электромобилей данная модель занимает порядка 83%. В основном  спрос  на  неё  формируется  в  Сибирском  и  Дальневосточном  регионах России (почти 60%). На российском рынке лидирующими по продажам также стали два электромобиля концерна Volkswagen Group: Audi e-tron (134) и Porsche Taycan (91) (см. диаграмму).

-3

Отметим, что в России средняя цена на новую модель  Nissan  Leaf  составляет порядка 3,9-4,2 млн руб., BMW i3 – 2,6 млн руб., а Tesla – 4,6-14 млн руб. Стоимость  покупки  электромобиля  пока  ещё  выше  стоимости  покупки автомобиля с ДВС. Но в  ближайшие 10 лет эксперты прогнозируют, что их цена опустится  на  привлекательный  уровень,  что  будет  связано  с  достижениями  в технологиях  хранения  энергии.  Кроме  того,  при  пересчёте  на  жизненный  цикл собственники  электромобилей  уже  сейчас  могут  существенно  выигрывать  у собственников  автомобилей  с  ДВС.  Таким  образом,  государственная  поддержка, направленная на то, чтобы цена покупки электромобиля стала выгодной даже сегодня, позволит открыть рынок в части развития массовых продаж.

В  настоящее  время  разница  между  стоимостью  электромобиля  среднего класса  и  бензинового  аналога  составляет  примерно  750  тыс.  руб.  Однако эксплуатация электромобиля может быть уже более выгодной, чем использование автомобиля  с  ДВС,  если  электромобиль  будет  проезжать  не  менее  45  тыс.  км ежегодно в течение по меньшей мере пяти лет. Экономия от потребления топлива и обслуживания  возместит  разницу  в  цене  покупки,  что  делает  выгодным использование электромобилей как минимум в городском такси и каршеринге (сопоставление проводилось для Nissan Leaf и Škoda Octavia).

Отметим, что  с каждым  годом  формируется  всё  больший интерес  к  ещё  очень  молодому,  но  динамично  развивающемуся  в РФ рынку электротранспорта.  Ключевыми  тенденциями  его  развития  становятся формирование  основ  зелёной  экономики,  государственная  поддержка,  рост потребительского  интереса  к  новым  видам  транспорта,  увеличение  количества профильных мероприятий и др.

В целом же, основываясь, на изучении международного опыта, важнейшими  драйверами  роста  российского  рынка  электрических  автомобилей будут: активная политика государства, связанная с реализацией программ поддержки  приобретения  и  использования  электрического  транспорта;  развитие необходимой  для  эффективного  функционирования  этого транспорта инфраструктуры;  организация  мер по  снижению  затрат  на  аккумуляторные  батареи  и адаптация режимов их эксплуатации в российских климатических условий.

источник