ПУТЕШЕСТВИЕ В «МАХАБХАРАТУ» ДХАРМА И МИРСКИЕ ОБЫЧАИ

Бхишма казался мне образцом человека, следующего дхарме. Однако после просмотра очередной серии «Махабхараты» видно, что он тоже может совершать ошибки. Ведь после заезда колесниц, когда он увидел мастерство Карны не только в управлении колесницей, но и навыками стрельбы из лука, а так же необычные золотые доспехи и золотые серьги, Бхишма должен был понять, перед ним незаурядная личность, которой следует помочь развить свои способности. Вместо этого Бхишма предпочитает прочитать отцу Карны нотации, указав на его место в обществе. Кроме этого, чтобы не менять правила, советует отправить его на чужбину, чтобы обучаться воинскому искусству. Бхишма, не смотря на весь свой опыт, даже не задумывается, что золотые доспехи у Карны не просто так, что это знак того, что в его происхождении стоит разобраться. Слова своего колесничего о том, что доспехи Карны – дар богов, он просто пропускает мимо ушей. Вот именно в этот момент, по моему мнению, Бхишма сошел с пути дхармы, но сам он так не считает. Это произошло незаметно, но в дальнейшем может привести к определенным последствиям.

Бхишма
Бхишма

Кришна так объясняет это:

«Традиция поддерживает дхарму, законы религии следование дхарме- это часть традиции, но разве дхарма существует исключительно из-за традиции?

Давайте подумаем. Как скульптура скрыта в необработанном камне, так и религия скрыта внутри традиции. Скульптура находится внутри камня, сам камень – это еще не скульптура. Чтобы проявить скульптуру, необходимо отсечь от камня все лишнее. Точно так же религию нужно отыскать внутри традиции. Если бы традиция поклонения Индре не была нарушена и не появилась бы Гавардхана – пуджа - почитание холма Гавардханы, члены династии Яду не нашли бы путь к своему спасению. Тот, кто не меняет правила, когда это необходимо, сходит с пути дхармы. Тот, кто бездумно следует традиции, не может распознать, где дхарма, его религиозный долг, а где мирские обычаи. Следуя одним мирским обычаям, человек перестает следовать своей дхарме и не получит плодов исполнения своего религиозного долга. Говорится, что лебедь способен выпить молоко, добавленное в воду, отделив его от воды. Подобно этому надо обладать мудростью, проистекающей из знаний, чтобы отличить истинную дхарму от мирских обычаев. А без этой мудрости человек примет ложное представление о дхарме, вообще не являющейся истинной дхармой. Подумайте об этом.»

Кришна
Кришна

Далее то, что происходило по ходу повествования, вызвало у меня только негодование. Наглядно показано, что происходит с молодым поколением при отсутствии должного воспитания со стороны старшего поколения. Молодые принцы – дети Дхритараштры и Гандхари буквально терроризируют население города. Они похожи на банду малолетних преступников, одетых в царские одежды. Шакуни – вот их главный воспитатель и наставник, а не мать и отец слепо, как в прямом, так и в переносном смысле, любящие их. Такое отношение в будущем даст ужасающие плоды. Почему-то Бхишма и царица- мать этого не замечают.

Шакуни и Дурьодхана  в подростковом возрасте
Шакуни и Дурьодхана в подростковом возрасте

#махабхарата #кришна #арджуна #драупади #индия