Человечество с древних времен было одержимо небом и хотело научиться летать. Но лишь в начале 20-го столетия людям удалось преодолеть притяжение земли не с помощью воздушного шара, аэростата или планера, а летательного аппарата с механическим мотором.
Первый полет самолета братьев Райт зафиксирован 17 декабря 1903 года. Вскоре началось бурное развитие авиации в Европе и в США. Не остались в стороне и военные, которые сразу оценили возможности нового вида техники. Уже во время Итало-турецкой войны (1911 – 1912 гг.) обе стороны активно применяли крылатые машины для разведки и бомбардировки.
К началу Первой мировой войны (1914 – 1918) на вооружении почти всех стран Европы имелись боевые самолеты. Лидировала по данному показателю Россия – 263 воздушных судна. Среди них находилось и несколько тяжелых бомбардировщиков "Илья Муромец", ставшими первыми на планете серийными многомоторными самолетами, которые создал русский инженер Игорь Сикорский. У Германии насчитывалось 232 боевых самолета, а на третьем месте находилась Франция – 156 штук.
В годы ПМВ в развитии боевой авиации произошел заметный рывок. Существенно улучшилось качество самолетов и летно-технические характеристики крылатых машин: скорость выросла до 240 км/ч, потолок полетов возрос до 6.5 км, ну а мощность двигателей до 430 л.с. На самолеты начали ставить пулеметы, а их бомбовая нагрузка превысила 3 тонны.
Акустические локаторы.
Если в 1914 году вражеские самолеты еще не могли принести существенно урона наземным войскам, аэродромам, а также городам и населению, живущему в них. То рывок в развитии авиации в ПМВ привел к тому, что уже в 1915 году она стала представлять значительную опасность. Возникла проблема заблаговременного обнаружения вражеских самолетов. В то время при отсутствии радаров заметить авиацию противника на большом расстоянии можно было лишь визуально или же на слух.
Вот только человеческий слух далек от идеала, он намного хуже, чем у большинства животных. Уши у нас маленькие, а чувствительность слухового нерва низкая. Но если расширить и удлинить ушную раковину, то человек начинает слышать гораздо лучше. Данный метод и стали использовать, чтобы вовремя выявить самолеты противника, а также направление, откуда они летят. Повсеместно появились акустические локаторы и профессия акустик, куда брали людей, обладавших совершенным слухом. А подтолкнули к данному открытию обычные слуховые рожки для глухих.
В 1880 г. некий профессор Майер создал большие уши-топофон, чтобы хорошо слышать, а руки оставались свободными. В дальнейшем данный аппарат совершенствовался другими изобретателями, в частности знаменитым Беконом. Например, с помощью подобных изобретений можно было издалека услышать, как летит воздушный шар. Разновидностей акустических локаторов в ПМВ войну было очень много. От небольших переносных раструбов, которые одевались на голову человека, они эволюционировали до огромных, в несколько метров длиной, расширяющихся труб. Некоторые даже были до 3-х метров в диаметре и напоминали современные радары.
После ПМВ развитие акустических локаторов продолжилось, но их возможности были ограничены. Требовалась уже куда более серьезная техника для своевременного обнаружения самолетов. Так в 1934 году в Германии был изобретен первый радар. Но акустические локаторы продолжали использовать и совершенствовать, в частности в СССР в первые годы ВОВ. Сохранились фотографии Москвы и блокадного Ленинграда 1941 и 1942 годов, на которых изображены советские четырехтрубные акустические локаторы.
За минувший век прогресс человечества шагнул вперёд намного значительнее, чем за всю предыдущую историю. Однако сам человек умственно и нравственно мало изменился. Со временем устаревшую технологию полностью вытеснили радары. Сейчас акустические локаторы можно увидеть только в музеях и на фотографиях первой половины 20-го века. На снимках они кажутся далеким и смешным анахронизмом, хоть с той поры и прошло всего каких-то 100 лет.
Понравилась статья? Не стесняйтесь ставить лайк и делиться своим мнением в комментариях. Не забывайте, что эти простые действия влияют на развитие канала. Спасибо за внимание и всего доброго.