Строго говоря, это даже не совсем скетчбук в прямом смысле слова. Этот блокнот мне в подарок когда-то привезла из одной командировки* моя давняя подруга. К сувениру также прилагалась белая гелевая ручка.
Мне уже приходилось задействовать обычные блокноты в качестве скетчбука, поэтому меня не смутил подарок как таковой, но вот его свойства и тот факт, что это была мелованная чёрная бумага, слегка насторожили.
Тонированную бумагу я бы никогда не назвала своим комфортным или любимым материалом, поэтому естественно, что довольно долго этот блокнот мною отодвигался в сторонку. Я слабо себе представляла, что буду рисовать или писать в нём на постоянной основе: покрытие бумаги настолько скользкое, что любая гелевая ручка пишет с остановками и паузами в линиях. Я быстро забросила любые упражнения с ней в этом скетчбуке.
Подаренный блокнот пришёлся как раз на период моего активного увлечения маркерами и ручками — ни один из этих инструментов нельзя было использовать в нём полноценно, это в некоторой степени служило мне удобным оправданием для того, чтобы продолжать игнорировать подарок.
Однако в определённый момент (начало 2020 г.), обнаружив себя в очередной раз покупающей два свежих скетчбука, я дала себе слово не приобретать другие новые до той поры, пока не заполню имеющиейся.
Note: моя коллекция нераспакованных альбомов и блокнотов всех мастей на тот момент составляла 30 штук!
Так начался мой "непокупательный детокс", который, к своей глубокой радости, я держу по сей день.
После того, как я сама для себя ввела эмбарго на пополнение рядов скетчбуков, мне неоднократно приходилось пожалеть о чём-то, пострадать немного, так как, очевидно, некоторые имевшиеся у меня блокноты оказались более плохого качества или менее удобными в использовании, чем я предполагала. Но эти эпизоды разочарования смешались с существенно бо́льшим по количеству пластом положительного и невольно ставшего полезным опыта, который я получила от столкновения с необычными (или правильнее будет сказать "нетипичными") для себя бумагой, форматом, текстурой и плотностью листа.
Вот и этот чёрный блокнот неожиданно порадовал меня.
Моими первыми скетчами в нём были портреты с плотным наложением шрихов. Я старалась явно обозначить тон кожи персонажей и выделить их на тёмном фоне. Мне нравится, как выглядят эти скетчи, однако фигуры в них кажутся немного вырезанными.
Мне хотелось привнести больше живости в скетчи и сделать их менее структурно выверенными, поэтому я попробовала сначала добавить к плотному наложению шрихов на фигуре и волосах более беспорядочную шриховку на фоне.
Такое решение мне показалось уже более интересным.
Я использовала карандаши разной светлотности и насыщенности, чтобы играть в передний и задний план. Этот портрет сидящей женщины в брючном костюме — лучшая реализация такого подхода.
Переменные успехи
Я выполнила несколько работ и в линельной технике, закрашивая лишь небольшие участки в рисунке(волосы или одежду), и оставляла максимально много чёрной бумаги. Это тоже был неплохой эксперимент. Я, правда, не всегда угадывала с насыщенностью подобранных карандашей и некоторые из них (например, синий ультрамарин) уступал по яркости своим партнёрам. Общее впечатление это не сильно смазывало, хотя в рисунке и наблюдалась небольшая дробность.
А ещё было сложно приноровиться к тому, в каком именно месте использовать светлые карандаши. Так, например, рисунок ниже, выполненный в кубической стилизации, обладает достаточной динамикой и сбалансирован по количеству светлых и тёмных пятен. Однако исполнение лица и рук меня всё-таки напрягает. Возможно, вместо золотого жёлтого стоило выбрать другой цвет.
Или, например, в этом портрете, где модель сидит спиной к зрителю, я совершенно точно ошиблась в выборе цвета карандаша для лица и волос. И как результат у меня сидящий всадник без головы получился, хотя текстура жакета очень даже недурно получилась.
В чёрном блокноте я также попробовала свою находку — технику рисования по акриловому слою. Но разница с предыдущими экспериментами с такой техникой ощущалась: во-первых, краска выглядела на чёрной бумаге иначе, чем на белой (более яркой и монолитной). Во-вторых, ошибаться на закрашенном слое было чревато, так как стереть линии карандаша было невозможно и они так и просвечивали сквозь новый рисунок.
Полный провал
Опрометчиво также было считать, что любые карандаши подойдут для тонированной бумаги. Её скользкая поверхность буквально не хотела "принимать" на себя некоторые виды карандашей. Хуже всего себя проявили в этом блокноте акваграфитные Derwent Graphitint.** Это был сущий кошмар:
Они показали себя несамостоятельными без примешивания к ним других карандашей (акварельных, пастельных и просто цветных). Но и с прибавлением ярких акцентных пятен у меня были трудности, так как акваграфитные карандаши унаследовали самую гнусную черту у своего прародителя — они, так же как и жирные простые карандаши, при многократном наслоении становятся гладкими и блестящими. И новый карандаш просто так не положить сверху, так как он проскальзывает и ложится неравномерно. Ни одной дельной картинки в итоге у меня не получилось на чёрной бумаге с карандашами Derwent Graphitint.
Бутылоньки
Устав от портретов и фигур, я переключилась на всевозможные ёмкости и бутылки.
Так как у меня уже был плачевный опыт в смешивании разных карандашей на этой тонированной бумаге, взявшись за изображение бутылок, я уже действовала более предусмотрительно.
Вместо того, чтобы наслаивать цвета, я накладывала их рядом друг с другом, похожий метод используют живописцы. И так получалось, что на расстоянии, при взгляде на рисунок целиком, оттенки соединялись сами собой и создавали светотень или переход цвета там, где это было мне нужно.
А ещё чёрная бумага позволяла создавать эффектные рефлексы от бутылок.
Бутылочная серия — одна из самых удачных в этом скетчбуке. Я весьма довольна тем, какими объёмными и сочными получились эти скетчи.
В том же ключе я нарисовала ещё пакет сока.
Снова портреты
Как оказалось, мягкие карандаши Derwent Coloursoft, Pastel, Watercolor и Faber Castell Polychromos и Albrecht Durer справляются с непростой текстурой чёрного блокнота лучше всех остальных, включая акварельные Koh-i-Noor. Они не размазывались, но при этом неплохо перекрывались и позволяли мне делать почти неограниченное количество слоёв.
Для новой пачки портретов и фигур я сконцентрировала своё внимание и ограничила художественный арсенал ими. И также я решила дать больше выхода экспрессивной штриховке, которая до этого проявлялась в основном на фоне, под рисунками.
Так получилось, можно сказать, случайно. Всё началось с жёлтого портрета выше: я просто напросто напортачила с позой девушки и не смогла её нормально переделать. Стирать карандаш с тёмной бумаги этого скетчбука было пустой тратой времени, поэтому я с досады просто хаотично заштриховала свой набросок.
После этого я взяла синий карандаш и накидала черты лица, мне понравилось то, как выглядели более тёмные линии на жёлтой неравномерной штриховке, и продолжила рисовать волосы, а затем и руки модели. В конце я добавила штриховкой цвет её пеньюара и расставила светлые акценты на лице и волосах.
Эффект мне приглянулся и я сразу следом сделала две подобные работы, чтобы его закрепить. Чёрный подтон, который оставался в работе, дивным образом собираел изображение и придавал какой-то свой особенный флёр скетчу. Ну а динамичная штриховка не давала рисунку провалиться в скуку, фигуры людей при этом были лучше вписаны в общую канву и стали выглядеть более цельно и органично.
Меня по-настоящему захватил этот метод изображения и я создала небольшую серию работ с общей стилистикой и духом. Чередование более расслабленной и плотной штриховки, на мой взгляд, вылядит эффектно и необычно.
Локально в двух работах я поэкспериментировала с тем, чтобы плотность заштрихованного пятна под фигурой была больше, — это позволило мне привнести напряжение в рисунок. В контексте изображаемых образов такое решение окупило себя.
Крафтовая вставка
Примерно на середине блокнота было несколько листов из другой бумаги. Кажется, большинство из них я выдернула и куда-то использовала (то ли для письма кому-то, то ли для самостоятельного рисунка). А вот один лист почему-то вырвать мне не удалось и он так и остался на своём месте.
На крафтовом островке я тоже нарисовала бутылку и для достижения эффекта материальности и реалистичности не скупилась на количестве слоёв. Эта коричневая бумага существенно отличается от основных листов в блокноте. Она и по плотности, и по текстуре, и по пористости совсем иная. Вот и скетч имеет совсем другое исполнение в итоге, совершенно отдельно стоящее.
Для меня это безусловно положительный опыт с крафтом, так что я планирую продолжить своё исследования подобного типа бумаги. Благо припасённый скетчбук с ней у меня имеется.
Наслоения ради объёма
Как я писала выше, мягкие карандаши Derwent и Faber Castell не противились тому, чтобы их миксовали и перемежали между собой в рисунке.
И я пошла по пути усложнения практически отточенной к этому моменту техники с разнузданной фоновой штриховкой и фигурой поверх. Моя цель была в том, чтобы добиться объёма в портрете. Точно так же, как мне это удалось с бутылками (как на чёрной основе, так и на крафте).
Первая работа получилась несколько робкая, так как я не поставила перед собой конкретную задачу перед началом скетчинга. Здесь я пыталась ввести объём в лицо героини, но получилось это несколько странно. Чтобы рисунок не выглядел провальным, я ввела в него графические элементы, которые несли исключительно декоративный характер.
Для второй попытки я нашла уже более удачный референс — на фотографии была хорошо определяемая свето-тень и переходы цветов — и подобрала более удачно оттенки карандашей.
Но лучше всего у меня получился третий рисунок. Мне он кажется по-настоящему художественным и весьма выразительным.
Мне прекрасно удалось передать и характер освещения, и черты и выражение лица, и тон кожи. В качестве референса здесь был кадр из трешового фильма, который я посмотрела накануне.*** Образ Джеремайи, эксцентричного и адеозного лидера секты, врезался мне в память в одной из сцен. Мне хотелось его запечатлеть.
О свободной линии напоследок
Попробовав самые разные варианты штриховки, комбинации карандашей и художественных материалов, я в конце концов определила для себя наиболее сподручные и удобные методы работы с изображением.
Мой опыт взаимодействия с этим чёрным блокнотом показал, что в каждом скетчбуке есть своя изюминка, секрет, раскрыв который, скетчер или художник получает доступ к широкому спектру возможностей.
Этот блокнот и бумага в нём научили меня расслаблять руку и отпускать линю погулять. Они помогли мне раскрепостить штриховку и не опасаться того, что она может выйти за обозначенные границы. Более того, это вполне может быть красиво и способно добавить немного очаровательной небрежности.
Среди скетчеров есть немало сторонников идельного, выверенного рисунка, однако для меня эти характеристики больше находятся в связке с тушевой графикой, где ты тщательно следишь за движениями пера или кисти. Скетчинг, по-моему, — это совершенно свободная область, где преимуществом часто становится смелость, импульсивность, лёгкость и полное или частичное отсутствие контроля над происходящим.
Чем лучше у вас получается отпустить себя в моменте, тем более живым и динамичным выходит скетч. Благодаря своему блокноту с чёрной бумагой я хорошо усвоила это: он как будто намеренно с самого начала не позволял мне создавать упорядоченные и "вылизанные" рисунки, требовал, чтобы я расслабилась и отдалась линии.
Исключением, пожалуй, можно считать изображённую бутылку на крафтовой вставке, но это ведь иной тип бумаги и совсем другая история.
-------------------------------------------------------------
* Эти брендированные чёрные блокноты её компания раздавала в качестве сувениров на мероприятии, связанном с газовой отраслью и нефтедобычей, так что это был вполне символичный предмет.
** Обзор на карандаши ищи в этой статье.
*** Речь идёт о фильме "Мэнди" (2018) режиссёра Паноса Косматоса.