Великая трагедия Шекспира "Гамлет" привлекает не только режиссеров и актеров театра и кино, но и художников. Образы из этой пьесы давно стали самостоятельными произведениями изобразительного искусства. Наибольший интерес вызывает, конечно, сам принц Датский. Кто только его не изображал! Второй по популярности персонаж для художников — Офелия. Образ невесты Гамлета привлекает тем, что его можно толковать по-разному.
Подписывайтесь на интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий и Личное мнение о людях и событиях
Например, советский художник Савва Бродский, который иллюстрировал пьесу в начале 80-х годов прошлого века, в своих графических работах изображал Офелию то трогательной и хрупкой красавицей, находящейся в печали и задумчивости, то холодной и неприступной дамой. Художник считал, что у нее не было характера, стержня личности, поэтому Офелия могла бы совершить даже подлость. Но, во всяком случае, в том рисунке, который привожу здесь я, девушка очень хороша собой и не кажется бесхарактерной. Она скорее похожа на думающего человека со сложным внутренним миром.
Но традиционное изображение Офелии, особенно в картинах XIX века, это образ печальной девушки в белом, уже не от мира сего. Со цветами в руках она заходит в воду, как на картине Жюля Лефевра. Она безумна, но в своем безумии способна нанести вред только себе. Впрочем, так и случилось. Ведь Офелия утопилась.
Пожалуй, самая знаменитая картина, посвященная Офелии, была написана Джоном Милле, знаменитым прерафаэлитом. В его картине девушка, все еще со цветами в руке, уже покинула этот мир и лежит в воде в окружении растений, как в гробу. Она — жертва, притом жертва невинная, чистая, не выдержавшая той атмосферы, которая царила в королевском дворце. Она сперва закрыла себя, как пеленой, безумием, а потом и вовсе покинула этот грешный мир. Художник показывает контраст между мерным движением воды, шелестом растений и неподвижностью утопленницы со слегка приоткрытым ртом. Да, Офелия — очень грустная тема.
Еще до Милле образ Офелии раскрыл Эжен Делакруа. Он по-своему трактовал его. Надо сказать, художник в разные годы четыре раза изображал Офелию, это были варианты одного сюжета. 15 лет он все возвращался к этой теме! В каждом варианте он показывал утопленницу с обнаженной грудью, которая, в отличие от меланхоличной покорности миллевской Офелии, не отдается смерти так просто. Она борется за жизнь, возможно, инстинктивно, одной рукой цепляясь за ветку, чтобы водный поток не увлек ее. И в то же время в ее облике ясно читается обреченность.
Я показал работы только четырех художников, посвященные Офелии, но их гораздо, гораздо больше.
#искусство #культура
Подписывайтесь на мой канал!
Читайте еще здесь:
Древнеримские спортсменки: в каких видах спорта они соревновались и как одевались
В музее Ленина можно увидеть одежду, которую он носил, вещи, которыми пользовался, и не только