Найти тему
Лавка старины

Три грации в мировом искусстве

Оглавление

Истоки идеи трёх Граций лежат в мифологии Древней Греции, где божественные Хариты воплощали веселье и радость жизни, красоту и изящество. В римской мифологии их назвали Грациями от латинского «gratia», что в переводе означает «привлекательность, изящество». Они компаньонки Афродиты по древнегреческой и Венеры по римской мифологии.

Поэты давали им имена, например, Гесиод называет их:

  • Аглая (греч. Сияющая) воплощала целомудрие;
  • Ефросина (греч. Радующая) красоту физического тела;
  • Талия (греч. Цветущая) любовь.

Их изображали в соответствии с традициями античности: двое по сторонам и одна спиной между ними.

Картина «Три Грации», Рафаэль Санти, 1504-1505 гг.
Картина «Три Грации», Рафаэль Санти, 1504-1505 гг.

Толкования и воплощения

Сенека интерпретировал их образы по-своему, с точки зрения благодеяния: оказание, принятие и вознаграждение. Поэт при дворе Лоренцо Медичи трактовал их как целомудрие, красоту и любовь, что вдохновило Сандро Боттичелли на написание «Весны».

Луций Анней Сенека
Луций Анней Сенека

Многие музеи мира могут похвастаться такими скульптурами, а множество найденных экземпляров надёжно спрятаны «за семью замками» в частных коллекциях. При этом на большинстве из них честно написано, что это реплики, например, в Лувре размещены бюсты II века н.э. с подписью «Три грации».

Скульптура «Три Грации», Николас Кордье, Париж, Лувр
Скульптура «Три Грации», Николас Кордье, Париж, Лувр

Римская копия с греческого оригинала была восстановлена в 1609 году французским скульптором-реставратором Николасом Кордье по заказу кардинала Боргезе. Эта статуя послужила вдохновением для множества других копий и реплик, воплощённых в фарфоре частными мастерами или мануфактурами. Как указанный выше, так и множество других экспонатов попали в Лувр благодаря Наполеону, который отбирал у захваченных государств самые ценные антикварные экземпляры.

Три Грации Антонио Канова

Возможно самое известное воплощение Трех Граций — это произведение итальянца Антонио Канова. Скульптор создал два абсолютно идентичных оригинала, на настоящий момент они хранятся в Эрмитаже и Великобритании. Первый экземпляр был создан лично для жены Наполеона Жозефины Богарне в 1816 году. Ее внук, взяв в жены дочь Николая I, переехал в Санкт-Петербург.

Скульптура «Три Грации», Антонио Канова, Государственный Эрмитаж.
Скульптура «Три Грации», Антонио Канова, Государственный Эрмитаж.

Так «Три Грации» попали в Россию, а позднее были переданы наследниками в Эрмитаж. Скульптура считалась настолько совершенной, что Джон Рассел (будущий премьер-министр Великобритании) уговорил сделать ещё один экземпляр. Скульптор лично присутствовал на открытии своего творения в 1819 году. Сейчас экспонат находится во владении Музея Виктории и Альберта в Лондоне и Национальной Галереи Шотландии в Эдинбурге, меняя место экспозиции каждые 6 месяцев.

Если вам понравилась публикация, пожалуйста, поддержите ее лайком, оставьте комментарий и подписывайтесь на наш канал!
Спасибо!