В 11 лет я впервые вошла в танцевальный репетиционный зал. Коллектива народных танцев «Лявониха» г.Минск. Через пару месяцев первый раз вышла на сцену – мой первый концерт. Народные танцы – любовь с самого первого дня и навсегда. Четыре раза в неделю, а порой и каждый день я летела на репетицию, независимо от состояния своего здоровья и настроения. Только там я жила, была сама собой, дышала полной грудью, растворялись в нигде все тяготы и невзгоды.
Танцевать я начала в детском саду. Даже сегодня на всех утренниках воспитанники готовят танцы, песни, стихи для своих родителей. После в школе участвовала во всех концертах. И так как читать стихи и петь не любила, поэтому танцевала. Если помните в СССР было 15 республик. Каждый ребенок представлял одну из них. Я всегда представляла Прибалтику – Латвию, Литву или Эстонию. Мне мама тогда сшила три костюма, на всех праздниках была представителем одной из этих республик. Однако танцевала танцы всех народов - белорусскую польку, украинский Гапак, русский Хоровод.
В начальной школе все это продолжалось, именно поэтому, когда с фигурным катанием и спортивной гимнастикой не заладилось – мама была категорически против, чтобы я занималась профессионально спортом, она отвела меня в коллектив народных танцев.
Именно там я в полной мере уже на профессиональном уровне познакомилась с танцами народов Мира. Для меня не существовало национальностей и различий. Абсолютно одинаково любила венгерский «Чардаш», белорусскую «Лявониху» и «Крыжачок», русскую «Калинку» и «Барыню», украинский заводной «Гопак» и «Казачок», еврейский танец «Хава Нагила», чешскую «Польку», молдавскую «Хора», цыганский танец «Цыганочка», все не перечислишь.
У ансамбля «Лявониха» была разнообразная программа, состоявшая из народных танцев Мира. Открывали концерт с традиционного танца "Лявониха". Ах, как же я любила его!!! Как стояла за кулисами и ждала когда-же объявят. И вот уже заиграла музыка, набираю в легкие воздух и понеслось звонкое: "Йййййееееххххх!!!" - это я вылетаю на сцену первой парой со своим партнером в вихре танца. Танцую, кружусь, отбиваю дроби, высоко подпрыгиваю, не дышу. Ничего вокруг себя не вижу, живу танцем, каждое движение отработано до автоматизма.
В конце концерта, когда я была солисткой ансамбля, выходила на поклон с караваем на полотенце, расшитом традиционным белорусским орнаментом, в руках. Выходила на край сцены, низко кланялась гостям - нашим зрителям. Это было очень красиво и торжественно. Вот пишу и слезы на глазах от тех пережитых эмоций.
В восьмом классе, наш дружный коллектив к сожалению, распался. Мужская часть коллектива по разным причинам ушла, а девушки остались. Поменялся у нас и руководитель – хореограф. У него уже было 2 танцевальных коллектива, один чисто мужской. Танцевальный коллектив Белполка.
Все профессиональные танцоры СССР – военнообязанные ребята призывного возраста, проходили там военную службу. Когда нас молодых девушек пригласили украсить и разнообразить этот суровый мужской коллектив, я даже не представляла насколько это изменит мою жизнь, сознание, представления об армии.
Именно там я впервые узнала о дедовщине, о том, что хлеб со сливочным маслом называется солдатским пирожным, о ненависти представителей одной национальности к другой. Хотя служба у ребят была намного легче, чем у всех остальных.
Были в нашем коллективе белорусы, украинцы, молдаване, грузины, цыган, туркмены и таджики, остальных не помню. Мне было все равно откуда они все – просто танцоры из других городов и республик не более того. Во многих постановках танцевала в паре с разными партнерами. Я маленького роста, достаточно худенькая, в зависимости от танца подбирался и танцор.
Мне нравилось находится в этом коллективе. При нас никто никогда не дрался, не матерился, ребята старались быть вежливыми – насколько возможно и всегда безумно голодные. На концерты и в гастрольные поездки просила маму напечь домашних пирожков. Не смотря, на то, что жили мы очень бедно, она никогда не отказывала и пекла. Сейчас я конечно понимаю, чего это ей стоило, но тогда мой брат учился в Тульском военном училище, мама знала о том, как трудно ребятам и хотелось домашней еды.
Достаточно часто в увольнение мои друзья танцоры приходили домой в гости. Мама старалась приготовить что-нибудь вкусное. Не смотря на мой школьный возраст, двое ребят украинцев ухаживали за мной – два закадычных друга, явно были влюблены, все надеялись, что кого-нибудь из них выберу. А маме нравился молдаванин. К сожалению, не помню ничьих имен. После его ухода, она все время мне намекала: «Он так на тебя смотрит, прям глаз не сводит. Какой замечательный парень. Эх жаль мала ты еще, чтобы понимать.»
Мне же нравился мой партнер по танцам белорус – шалопай и разгильдяй, хотя танцор отменный. Во многих танцах мы солировали, поэтому проводили много времени на репетициях вдвоем. Вот нравился и все тут. А маме нет, она называла его рыбой - прилипалой.
Почему вдруг вспомнился именно этот отрывок моей жизни? Да просто я родилась и выросла в СССР - той стране, когда мы не особо делились на разные народы и отдельные страны. Я запросто могла сесть на поезд или самолет и поехать в Одессу на море, или в Вильнюс погулять, в Ригу купить скейт, в Клайпеду в гости на день рождения. Мама постоянно ездила в командировки по всем республикам без всяких виз. У нее были друзья и коллеги везде, присылали нам подарки, а мама в ответ. Сколько раз у нас ночевали ее коллеги, приехавшие из других республик, мне всегда было интересно слушать их взрослые разговоры, угощаясь привезенными ими вкусностями.
А после все изменилось. Каждая республика стала отдельной страной. Появились государственные границы и все такое. И не то, что я ностальгирую по тем временам СССР. Просто с теплом вспоминаю ту часть моей жизни, когда деревья были большими, я занималась народными танцами, а меня окружали простые люди всех национальностей без оружия.
С уважением! Как всегда, ваша Маша. Никак не Риелтор, но Специалист в сфере недвижимости Марина Гордейчик
29/02/2022 г.