Найти в Дзене
Древности нашей ойкумены

Темаскаль и тесонтль в древнем альтепетле: открытия археологов в Мехико

В местах, где люди жили сотни лет, где сменялся уклад жизни, где разрушали дома и поверх их руин строили новые, археологам всегда есть чем поживиться.

Внимание! В этой статье будет много красивых ацтекских слов!

Национальный институт антропологии и истории (INAH) Мексики ровно два года назад объявил об открытии в историческом центре Мехико темаскаля из самана и тесонтля, что, в свою очередь, указало на расположение Темаскальтитлана, одного из старейших районов Теночтитлана, ацтекского альтепетля, находившегося на месте современного города. Уф! А теперь расшифровка.

Археолог Виктор Эсперон. Фото: Edith Camacho, INAH
Археолог Виктор Эсперон. Фото: Edith Camacho, INAH

Темаскаль - это куполообразная доиспанская парилка, сделанная из глины или камня. В данном случае археологи обнаружили сырцовые блоки, облицованные тесонтлем (местной вулканической породой) и покрытые лепниной. По сохранившимся руинам археологи определили его размеры - 5х3 м. Подобный темаскаль описывал Фернандо Альварадо Тезозомок в своей Crónica Mexicáyotl, объясняя, почему район назван именно так:

Вот почему они позже поселились там, где стоит небольшой храм Сан-Пабло Итепоцко, где они сделали «темаскаль», в котором они купали девственную дочь мексиканцев по имени Кецальмояхуацин, мать Концаллана, за что он и называется Темаскальтитлан.

Эта история также упоминается и в Кодексе Обена.

Темаскаль датировали XIV веком. Археологи считают его открытие первым свидетельством существования Темаскальтитлана - района альтепетля (то есть, города-государства) Теночтитлана, где почитались женские божества ацтеков, связанные с деторождением, плодородием и т.п.: Тласолтеотль, Коатликуэ, Чальчиутликуэ, Майауаль, Тоси. Тлаксилакалли (то есть, окрестности) Темаскальтитлана относились к кварталу Теопан (или Зокипан). При этом археологи уточняют, что именно Темаскальтитлан был местом, где сбылось предсказание Уицилопочтли, данное ацтекам, о месте, где те должны обосноваться, - там на кактусе должен был сидеть орёл, держа в лапе змею.

Поверх темаскаля в XVI веке, уже после разрушения Теночтитлана испанцами, был построен дом представителя местной знати. Открыто четыре помещения: две комнаты и два больших зала, расположенные по обе стороны длинного (10 м) и широкого (2,7 м) коридора. Он был вымощен речным камнем, а вот комнаты - сырцовыми плитами. Стены двух небольших (2х4 м) жилых комнат украшены лепниной, покрытой красным пигментом. А залы длиной 6 м декорированы сложнее: красные и белые полосы в сопровождении перевёрнутых треугольничков. Предположительно, они предназначались для приема гостей.

Это тоже интересное открытие, поскольку раньше считалось, что район занят чинампами - рукотворными плодородными островками на сваях, где ацтеки выращивали пряности и овощи. А выходит, что здесь были и жилые дома.

А ещё позже, в XVIII веке, в этом районе появился кожевенный завод. В восточной части сохранились следы "влажной зоны": 8 чанов для обработки шкур крупного рогатого скота, 5 больших (2х2 м) ванн из базальта для их вымачивания и три конических резервуара диаметром по 2 м - для дубления.

Археологи также нашли и "сухую зону" - судя по находкам там линеек, костяных шильев, фрагментов бычьей кожи и рогов, в ней мастера занимались изготовлением изделий из кожи. Под плитами пола там была обнаружена система водоводов.

Интересно, что первые такие фабрики появились в испанских кварталах. Но белые люди были недовольны вонью от кожевенного производства и вынудили их хозяев съехать в Сан-Пабло-Теопан - район проживания индейцев.

Вот так раскопки в центре латиноамериканского мегаполиса вскрыли слои сразу трёх различных эпох, попутно "рассказав" несколько историй, засвидетельствованных и в письменных источниках.

Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"! У нас много интересных материалов по истории и археологии.