В журнале «Гражданская авиация» №6 за 1984 год была опубликована статья И. Гольдина – «Формула успеха». В статье рассказано о рационализаторе старшем инженере Валентине Ивановиче Кочеткове. Автор подробно уделил внимание лучшим рационализаторским предложениям Кочеткова. Уделено внимание соавторам. Ниже читателю предоставляю слово автору:
«Формула успеха»
Изобретатели и рационализаторы гражданской авиации вносят достойный вклад в дело успешного выполнения производственных заданий и социалистических обязательств на одиннадцатую пятилетку. Только в прошлом году экономия от изобретений и рацпредложений членов ВОИР, работающих на предприятиях Аэрофлота, превысила 37,5 миллиона рублей. Всего же за одиннадцатую пятилетку от использования изобретений и рационализаторских предложений планируется получить не менее 150 млн. рублей экономии.
Многотысячный отряд умельцев и новаторов отрасли сосредоточивает сегодня свои усилия на решении главных задач, стоящих перед трудовыми коллективами Аэрофлота, – повышении производительности труда, снижении себестоимости авиационных работ и всемерной экономии авиационных работ и всемерной экономии авиационного топлива. Об одном из них – лучшем рационализаторе отрасли В.И. Кочеткове – наш рассказ.
Немало способных, талантливых специалистов в Аэрофлоте. Одни медлительны, невозмутимы, непоколебимо уравновешенны. Другие – постоянная подвижность, динамичность. И в работе они сплошь да рядом различны. Но есть у них общая для всех черта: увлеченность. Она-то и порождает неизбежное стремление к творческому поиску.
Увлеченность старшего инженера Валентина Ивановича Кочеткова замечаешь уже в первые минуты знакомства: она не таится в глубине, а брызжет фонтаном идей, выбивает искры творчества у других, даже слабо верящих в свои изобретательные возможности.
Правда, чтобы искры разгорелись, требуется время. По два года длился «инкубационный» период у Виталия Машина, Александра Снегирева и некоторых других Кочетковских «крестников». Вначале он давал им готовую идею и предлагал оформить ее на бумаге, в расчетах. Задетое самолюбие отзывалось у каждого желанием найти непременно свою «изюминку». Не хватало рабочего дня – выручал домашний анализ. А утром, едва поздоровавшись, спешили обнародовать задуманное. Вот этот уход от текучей обыденности создал в группе Кочеткова атмосферу творческой активности, благотворно отражающейся и на текущих производственных делах.
В творчестве – будь то занятия искусством, спортом, изобретательством – у любого человека есть пора расцвета, наиболее плодотворная. Для Кочеткова «рекордным» стал 1980 год. Он отмечен сразу 14 рационализаторскими предложениями. Одно из них – за счет изменения графика опробования двигателей самолета Ил-62 обеспечен годовой экономический эффект в размере 57 тысяч рублей! Эту идею поддержали в ОКБ имени С.В. Ильюшина. Теперь она прижилась на всех авиапредприятиях отрасли. Благодаря этому на каждом Ил-62 ежемесячно сберегается несколько тонн топлива.
Сегодня в активе Кочеткова без малого сто рационализаторских предложений. еще несколько заявок ждут рассмотрения. Следовательно, вот-вот начнется внедрение предложения-юбиляра. А вслед за ним откроют вторую сотню другие заявки.
В своей большой коллекции трудовых наград хранит Кочетков небольшую карту. Это – обычная техническая схема смазки узлов и агрегатов самолетов Ил-62. Но с благодарственной надписью Генерального авиаконструктора! Словно на географической карте, тут тоже есть точки, открытые рационализатором.
Идеи Кочеткова, воплощенные в технологический процесс обслуживания самолетов, кажутся ныне вполне естественными, сами собой разумеющимся. Возьмем, к примеру, метод проверки герметичности трубопроводов в системе кондиционирования воздуха. Их снимали и, как это привычно делают с автомобильными камерами или надувными матрацами, погружали в большую ванну – искали течь, обозначающую себя пузырьками воздуха.
«Зачем их снимать?» – подумал новатор.
Опытный слесарь Николай Портнов, ставший соавтором Кочеткова, понял его с полуслова. И теперь с помощью портативной переносной ванночки трубопровод обследуют прямо на «рабочем месте».
Талант рационализатора! Давно известно, что его одного недостаточно. Еще нужен кропотливый труд, чтобы довести мысли не просто до чертежей или опытного образца, а до широкого внедрения.
Если систематизировать все Кочетковские разработки, то их экспозицию можно разделить на три направления: «стратегическое», «тактическое» и личностное. К первому направлению относятся новшества, призванные обеспечить на земле и в полете экономию топлива. Ко второму – новые методы в техническом обслуживании. К третьему – приспособления малой механизации я посоветовал бы Валентину Ивановичу установить свою самую первую новинку – зеркало с изменяемым углом установки для обзора труднодоступных мест обслуживания. В этом зеркале отразятся все этапы его работы в гражданской авиации, где он нашел для себя истинное призвание.
© И. ГОЛЬДИН, нештатный корреспондент «Гражданской авиации»
а/п Домодедово
Источники:
1. И. Гольдин – Формула успеха, журнал «Гражданская авиация» №6 за 1984 год