С ростом конкуренции на строительном рынке его участники начали уделять огромное внимание оптимизации бизнес-процессов. Мощным подспорьем в этом стали для них цифровые технологии: они предложили строителям не просто инструменты для решения отдельных задач, а качественно новый подход, позволяющий повысить эффективность работы на всем жизненном цикле объекта.
На практике, однако, воспользоваться преимуществами «цифры» удается далеко не всем. «Текущий ИТ-ландшафт российский строительных компаний зачастую фрагментирован и не интегрирован – в нем отсутствуют системы взаимосвязей, необходимые для реализации сквозных бизнес-процессов, обеспечения прослеживаемости и достоверности данных. У многих компаний отрасли применяемые ИТ-решения и инфраструктура устарели, и лишь единицы шагают в ногу со временем», – сетуют авторы опубликованного в 2021 году совместного исследования KPMG и PropTech Russia.
Чем же объяснить парадоксальную ситуацию, когда необходимость перехода на «цифру» очевидна уже, кажется, всем, но реально осуществить этот переход никто особенно не спешит? Думается, основных причин три.
Во-первых, высокая сложность самих бизнес-процессов, обусловленная большим количеством участников и, соответственно, уникальностью договорных отношений на конкретном объекте. Так, например, тот же строительный контроль в одних случаях может осуществлять внешняя организация, а в других – внутреннее подразделение самого застройщика. Очевидно, что в системе управления строительством две эти структуры должны обладать разным уровнем доступа к информации, а значит, разной должна быть конфигурация самой этой системы.
Отсюда же следует и другая проблема – невозможность предоставить рынку единое «коробочное» решение, которое бы одинаково эффективно удовлетворяло потребностям всех пользователей: слишком разные эти потребности, слишком разные у участников отрасли представление об идеальной «коробке».
Во-вторых, крайне сжатые сроки внедрения системы автоматизации. Учитывая современные реалии, когда выходить на площадку нередко приходится еще до получения заключения экспертизы, на «оцифровку» стройки в среднем отводится 3-4 месяца. За это время разработчику ИТ-решения необходимо провести детальное исследование всех процессов, изучить взаимосвязи всех участников проекта, определить роль каждого из них и на основе этих ролей предложить заказчику соответствующим образом настроенную систему.
Зачастую один только этот этап растягивается на годы. Часто это происходит потому, что сферы ответственности разных участников проекта четко не определены: их договоренности с заказчиком не зафиксированы документально. Понятно, что в такой ситуации автоматизация – то есть по сути формализация – строительства становится задачей весьма непростой.
В результате цифровые решения если и внедряются, то затрагивают лишь отдельные, локальные, процессы. По данным последних опросов, полностью интегрировать множественные ИТ-решения в единую систему на сегодняшний день удалось лишь 14% строительных и девелоперских компаний.
В-третьих, серьезное препятствие на пути цифровизации создает сопротивление внутри самих строительных компаний. И дело здесь не только в нежелании компаний повышать прозрачность своих процессов. Со стороны линейных сотрудников причиной противодействия зачастую становится непродуманность самой системы, которая не облегчает их работу, а наоборот, еще больше «нагружает». Топ-менеджеры, в свою очередь, не спешат в «цифру» потому, что не понимают, какие реальные результаты она принесет их бизнесу.
Это подтверждают и сами участники отрасли. «Самым значимым фактором, сдерживающим инвестиции в ИТ-решения, является невозможность спрогнозировать, а часто и обосновать бизнес-результат от внедрения, или, другими словами, неопределенность, – говорится в уже цитировавшемся исследовании. – Растущий объем предложения в сфере профессиональных ИТ-решений и отсутствие достоверных бенчмарков – вот основные факторы неопределенности».
Обобщая сказанное, попробуем сформулировать, каким критериям должна отвечать эффективная система автоматизации управления строительством.
1. Она должна учитывать специфику конкретного проекта со своим набором участников и спецификой отношений между ними.
2. Система должна предоставлять всем участникам проекта единое информационное пространство для взаимодействия в соответствии с заранее определенной ролевой моделью.
3. Система должна максимально легко адаптироваться к любым изменениям бизнес-процессов, в идеале – без изменения исходного кода.
4. Срок ее внедрения не должен превышать 3-4 месяцев.
5. Внедрение системы должно иметь понятый для участников проекта результат. Ключевым здесь является сокращение сроков прохождения всех этапов строительства, например, за счет ускорения подготовки актов входного контроля, освидетельствования скрытых работ, получения согласований и т.п.
О том, какие из существующих технологий позволяют строительному бизнесу добиться желаемого результата, читайте в наших следующих материалах.