На первый взгляд это здание в центре Ухты может показаться типичным Домом культуры советской эпохи. Оно большое и помпезное, точно праздничный торт. В провинции такие здания обычно ждет печальная судьба – там либо устраивают магазины, либо сдают в аренду под гастролирующие ярмарки или собрания кришнаитов. Этому повезло. Дворец словно получил отпущение за какие-то грехи и ему дали шанс на другую жизнь в образе… православного храма.
Голуби при появлении прохожих срываются с портика и кружат над пустой площадкой. Они диагональю пересекают кадр, топчутся под ногами, выпрашивая корм, шелестят крыльями над головами. Похоже, что прирученные местными прихожанками они выбрали это место за его тишину и сытость. Но прежде, в 90-е годы, здание находилось в запущенном состоянии, пока его не передали церкви. Изначально же оно предназначалось театру.
В 1930-1950е годы поселок Чибью, ставший впоследствии городом нефтяников Ухтой, был огромным лагерем. Несмотря на то, что поселок точно колючей проволокой был окружен лагпунктами, из него хотели сделать настоящий культурный город. Поэтому заключенные наряду с бараками и казармами для ВОХРа строили дома для вольнонаемных, школу, столовую, большой парк.
К пятилетию высадки Ухтинской экспедиции, когда здесь начали добывать нефть, начальник Ухтпечлага Яков Мороз решил устроить театр. Для этого в 1934 году в Чибью построили клуб-театр на 600 мест, а труппу собрали из осужденных артистов столичных театров, отбывавших в этих краях наказание. Ради амбиций начальника Ухтпечлага, желающего похвастаться собственным профессиональным театром, актеры каждый день под конвоем ходили по 20 км на репетиции и спектакли. При этом именитых музыкантов не освобождали от выполнения трудовых норм, но все же давали некоторые поблажки и обеспечивали более приличным питанием.
В 1949 году деревянный театр сгорел, на его месте построили новое кирпичное здание - Центральный дом культуры (нефтяников).
С тех времен здание по-прежнему сохраняет облик советского храма искусства – какой-нибудь публичной библиотеки или местного музея. Фасад по-прежнему украшен барельефами с изображением стилизованных лир и сосен, напоминая о его первоначальном предназначении. Но теперь на фронтоне появился небольшой крест, среди колонн установили колокола. А у входа вместо афиш висит расписание богослужений.
В полутемном помещении сложно отделаться от ощущения, что зашел в старый провинциальный Дом культуры. Внутри высокие потолки, колонны, красивая лепнина и балкончики. Но на колоннах не фото артистов местного театра и сцены из постановок, а православные иконы и подсвечники. На месте сцены устроен алтарь.
Чтобы пофотографировать здание внутри, нам пришлось специально попросить благословения у местного батюшки. Но вот обойти другие помещения в доме культуры – церкви не получилось. Множество комнат, которые раньше использовались для кружков и подсобных помещений, теперь служат как библиотека, воскресная школа, крестильня и молодёжный клуб. Кстати, архитектор храма репрессированный петербуржец Николай Жижимонтов дожил до времени, когда в 1993 году здание передали храму. Исследователи пишут, что он был рад, так как всегда хотел строить церкви.
Мимо этого здания в центре нефтяной столицы Коми края легко пройти, не обратив внимания, - монументальное, но традиционное. Между тем, в его судьбе прослеживается наслоение нескольких эпох и ироничное переплетение историй.
После революции в Советской России храмы уничтожали или приспосабливали под клубы и колхозные овощехранилища. Здесь же получилось в точности наоборот. Сама система ГУЛАГа построена на тяжелом труде и безумных приговорах, но при этом в лагерях устраивают театры и концерты. Таким одновременно противоречивым и характерным для нашей страны оказывается этот ухтинский Дом культуры.
СТАВЬТЕ👍, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, ЧИТАЙТЕ ДРУГИЕ ИСТОРИИ: