Найти тему
Navygaming Channel

На острие удара – успехи и неудачи крейсеров типа «Такао»

Сразу приношу извинения за то что называю крейсер "Текай", а не "Чокай", как говорят в таких случаях - возможны варианты, ох уж этот японский язык.

На момент начала Второй мировой войны японский Императорский флот являлся третьим крупнейшим военно-морским флотом мира, уступая только ВМС США и Великобритании. По состоянию на декабрь 1941 года в составе японского флота числилось 18 тяжелых крейсеров. Причем в целом структура и боевой состав флота носили скорее наступательный, чем оборонительный характер. В то же время, реально оценивая собственные силы, японское морское командование делало ставку на решительный бой с главными силами противника, при этом упор делался на согласованные и последовательные действия всех классов кораблей: эсминцев, подводных лодок и крейсеров; палубной авиации и, в заключение, линейных кораблей.

Крейсера типа «Такао» в составе флота
Крейсера типа «Такао» в составе флота

Японские тяжелые крейсера были крупными кораблями с исключительно мощным артиллерийским и торпедным вооружением, высокой скоростью плавания и значительной осадкой. Крейсера отлично подходили для ведения боевых действий в темное время суток, а их экипажи и командиры специально отрабатывали необходимые навыки для ночного боя. Значительные размеры в сочетании с мощнейшими силовыми установками позволяли модернизировать крейсера «малой кровью», усиливая их торпедное и зенитно-артиллерийское вооружение. Специфической чертой внешнего облика крейсеров стала пагодообразная башня-надстройка, по которым японские КР легко отличить от крейсеров флота любой другой страны мира. В дополнение к надстройкам необычного вида конструкторы поставили на крейсера и еще крайне необычные изогнутые дымовые трубы. Эти «ласкающие взгляд военно-морских эстетов» корабли прошли все горнило войны на Тихом океане и все погибли в боях. Однако если проанализировать их боевую эффективность, то вряд ли мы сможем выделить большое количество ярких боевых эпизодов, в основном это была «рутинная» боевая работа в годы войны – походы, переходы, перестрелки с противником.

Как уже было отмечено ранее, все четыре тяжелых крейсера вошли в строй в период с 30 марта по 30 июня 1932 года и заменили крейсера типа «Миоко» в составе 4-й дивизии 2-го флота. В предвоенный период тяжелый крейсер «Атаго» вместе со своими «систершипами» неоднократно принимал участие в маневрах, походах и смотрах Императорского японского флота. Во время эксплуатации стала очевидной недостаточная остойчивость кораблей, что заставило командование флотом принять решение о модернизации крейсеров. Однако только крейсера «Такао» и «Атаго» были модернизированы с 1938 по 1939 годы, и после «незначительных доработок» флот получил фактически новые корабли с иным внешним обликом, намного превосходившие себя же самих до ремонта в отношении баланса скорости, защищенности и вооружения. В то же время модернизировать крейсера «Майя» и «Текай» не успели – флот вместе с армией готовился к боевым действиям, проводя оперативные мероприятия.

Японский тяжелый крейсер «Текай» в Ариаке-бей, апрель 1939 года
Японский тяжелый крейсер «Текай» в Ариаке-бей, апрель 1939 года

После модернизации крейсера «Такао» и «Атаго» снова вошли в состав 4-й дивизии, которая крейсировала недалеко от побережья Китая, поддерживая операции японской армии на континенте. 20 сентября 1941 года «Майя» сменил «Такао» в качестве флагманского корабля 4-й дивизии крейсеров, а вскоре развернулась подготовка к грядущей войне.

После вступления Японии во Вторую мировую войну крейсера 4-й дивизии соединились с линкорами «Конго» и «Харуна» 3-й дивизии, составив тем самым ядро Южных сил, которыми командовал адмирал Кондо. Флоту адмирала Кондо было поручено осуществлять дальнее прикрытие операций в Малайе и на Борнео. В декабре 1941 года все четыре тяжелых КР участвовали в захвате Малайи, причем в этот период крейсер «Атаго» являлся флагманом вице-адмирала Кондо. Стоит отметить, что возможность применения этих КР в качестве флагманских, заложенная в проекте, была достаточно часто использована в ходе войны. На кораблях этого типа часто располагались командующие соединений японского флота и их штабы. Достаточно вспомнить, что двигаясь к Лейте адмирал Курита в качестве флагмана выбрал именно крейсер «Атаго», а не линкор «Ямато», правда потом адмиралу пришлось сменить корабль.

Крейсера 4-й эскадры- «Такао», «Атаго», «Текай», август 1933 года
Крейсера 4-й эскадры- «Такао», «Атаго», «Текай», август 1933 года

Первым боем с противником для крейсеров этого типа могла стать встреча с британскими кораблями, прибывшими в Сингапур для противодействия японцам. 9 декабря 1941 года крейсера «Атаго» (флагман 2-го Флота), «Такао», «Майя» и «Текай» (флагман вице-адмирала Д. Одзава) совместно с другими кораблями Южных сил пытались перехватить корабли британского соединения «Z» и дать им ночной бой. В состав британского соединения входили линкоры «Принц оф Уэльс» и «Рипалс», а также еще четыре эсминца. Однако операция перехвата не увенчалась успехом – корабли соединения «Z» не были вовремя обнаружены, а на следующий день британская эскадра была уничтожена ударами береговой авиацией.

Британский линкор «Принц «Уэльский», май 1941 года
Британский линкор «Принц «Уэльский», май 1941 года

Отметим, что в этом боевом эпизоде наиболее активно действовал крейсер «Текай», будучи флагманом вице-адмирала Одзава, который решительно искал противника со своей эскадрой. Этот крейсер сблизился с британскими кораблями на дистанцию 35-40 миль (по английским данным – до 18 миль), готовясь к ночному бою, однако ошибки в определении местоположения кораблей противника привели к тому, что встреча не состоялась. И японским крейсерам не удалось проявить себя в ночном бою с эскадрой противника.

После неудачной операции по перехвату соединения «Z» (если можно назвать неудачей потопление линкора и линейного крейсера) все четыре тяжелых крейсера типа «Атаго» вновь занялись поддержкой сухопутных войск по захвату Малайи и попутно с этим привлекались к поддержке войск десанта в захвате тихоокеанских островов. Так с 20 по 24 декабря 1941 года флагманский крейсер «Атаго» участвовал в поддержке войск десанта, высаженных в бухте Линган при захвате острова Лусон. Крейсер «Майя», действуя вместе с крейсером «Асигара» (тип Миоко») в составе соединения вице-адмирала Такахаси (Северное Соединение Прикрытия) действовал в районе залива Лингайен, затем принимал участие в сопровождении конвоев с войсками в Малайю.

Схема военных действий на Тихом океане с декабря 1941 по апрель 1942 годы
Схема военных действий на Тихом океане с декабря 1941 по апрель 1942 годы

Тяжелый крейсер «Текай», все так же действуя отдельно от своих «систершипов», с конца декабря 1941 по начало февраля 1942 года участвовал в поддержке войск десанта по захвату островов Борнео и Суматра. 22 февраля 1942 года двигаясь около мыса Св. Жака в Южно-Китайском море в 69 милях к юго-востоку от Сайгона, он получил повреждение корпуса, налетев на риф, после чего был отправлен в Сингапур и простоял там на ремонте с 27 февраля по 9 марта 1942 года.

В период с января по февраль 1942 года три КР типа «Такао» («Такао», «Атаго» и «Майя») в основном использовались в составе сил, обеспечивающих дальнее прикрытие десантных операций на Суматре и Яве. С середины февраля 1942 года эти же три тяжелых крейсера «Такао», «Атаго» и «Майя» базировались на острове Палау и занимались борьбой с подводными лодками противника, для чего на КР смонтировали направляющие для сброса глубинных бомб.

Следующей боевой операцией трех крейсеров стало участие в ударе по австралийскому порту Дарвин в составе соединения Нагумо. В результате авиаударов по порту Дарвин союзникам был нанесен серьезный ущерб. А 25 февраля 1942 года после пополнения запасов в Кендари на острове Целебес и присоединения к ним двух эсминцев «Араси» и «Новаки» крейсера в составе Надводной Группы Южного Ударного Соединения вице-адмирала Кондо отправились к острову Ява, где приняли участие в захвате этого острова. Произошедшие в этот период в данном районе бои с кораблями союзников (бой в Яванском море 27 февраля, бой в Зондском проливе 28 февраля – 1 марта, потопление КР «Эксетер») обошлись без крейсеров 4-й дивизии, которые в этот период вышли в океан и заняли позиции южнее Явы в районе Чиличапа.

Эсминец «Араси» (тип «Кагеро», декабрь 1940 год ), напарник крейсеров типа «Такао» в начале войны
Эсминец «Араси» (тип «Кагеро», декабрь 1940 год ), напарник крейсеров типа «Такао» в начале войны

И вскоре им тоже довелось встретиться с противником. 2 марта 1942 года крейсер «Майя» с эсминцами перехватили старый английский ЭМ «Стронгхолд». «Майя» в 19.12 открыл огонь с дистанции 15,4 км, японские эсминцы в 19.51 – с 10,5 км, не оставив «британцу» никаких шансов. В ходе скоротечного боя, длившегося чуть больше часа, японский тяжелый крейсер выпустил 635 снарядов калибра 203-мм, японские эсминцы – 290 и 345 (127-мм) соответственно, превратив бой в расстрел устаревшего корабля противника. Действительно, что мог им противопоставить британский эсминец времен Первой мировой с двумя 102-мм орудиями. ЭМ «Стронгхолд» затонул в точке с координатами 12°20' ю.ш. и 112° в.д.

Эсминец «Стронгхолд», потопленный крейсером «Майя» в марте 1942 года
Эсминец «Стронгхолд», потопленный крейсером «Майя» в марте 1942 года

Нашли свою «жертву» и два других крейсера – «Атаго» и «Такао» в 22 часа, следуя 26-узловой скоростью, встретили американский эсминец «Пиллсбери», первоначально ошибочно идентифицированный как легкий крейсер типа «Марблхэд». Действительно, эсминец DD-227 «Пиллсбери» типа «Клемсон» с его четырьмя трубами внешне мог напоминать крейсер типа «Омаха», тем более, что такой крейсер (как раз тот самый «Марблхэд») входил в состав Азиатского флота США, базировавшегося на Маниле. Так что японцы вполне могли рассчитывать, что повезет встретить такого противника. Но «Марблхэд» еще в феврале попал под бомбы японских бомбардировщиков и, получив серьезные повреждения, покинул Яву, совершив длительный переход через два океана в США.

Легкий крейсер «Марблхэд» на полном ходу, 15 августа 1924 года
Легкий крейсер «Марблхэд» на полном ходу, 15 августа 1924 года

Обнаружив противника, в 22.25 два японских крейсера открыли по нему огонь с дистанции 5 200 м. Буквально через 7 минут эсминец затонул в точке с координатами 15°38' ю.ш. и 113°13' в.д. Для уничтожения вражеского корабля «Атаго» использовал 54 203-мм снаряда, «Такао» – 116.

Американский эсминец DD227 «Пилсберри», потопленный «Атаго» и «Такао»
Американский эсминец DD227 «Пилсберри», потопленный «Атаго» и «Такао»

Утром 4 марта боевое соединение из трех тяжелых крейсеров типа «Атаго» и двух эсминцев («Араси» и «Новаки») под командованием вице-адмирала Кондо потопило британский танкер «Фрэнкол», шлюп «Ярра», плавбазу «Энкин», тральщик MMS-51, захватило голландский пароход «Тжисарое». Вечером этого же дня крейсер «Атаго» захватил нидерландское судно «Деймарван Твист» (по другим данным – «Дюмаер ван Твист»). На этом боевые действия для «Атаго» и его «систершипов» в данный период завершились. После боев у порта Дарвина и захвата острова Ява крейсера «Такао», «Атаго» и «Майя» были отправлены в Японию для прохождения ремонта и модернизации.

А вот четвертому крейсеру серии – «Текай» пришлось еще повоевать. В марте 1942 года тяжелый крейсер «Текай» после ремонта в Сингапуре был включен в состав Первого авианосного ударного соединения Японского императорского флота под командованием вице-адмирала Т. Нагумо в рейд в Индийский океан, длившийся с 31 марта по 10 апреля 1942 года. Вернее, он действовал, как и прежде, под флагом вице-адмирала Одзава, командующего Рейдерским Соединением Индийского океана по нарушению судоходства в Бенгальском заливе, обеспечивая поход Нагумо к Цейлону. Крейсер «Текай» в качестве флагмана соединения (5 ТКр, легкий крейсер, АВ, 4 ЭМ) 1 апреля вышел из базы, а 5 апреля Одзава разделил соединение на три группы для самостоятельных действий.

Стрельба тяжелого крейсера «Текай», 1938 год
Стрельба тяжелого крейсера «Текай», 1938 год

Крейсер «Текай» вместе с легким КР «Юра», АВ «Рюдзе» и двумя ЭМ вошли в Центральную группу. В ходе этого рейда 6 апреля 1942 года тяжелым крейсером «Текай» у побережья Индии были расстреляны и потоплены три парохода: американские «Сельма Сити» (5 686 брт), «Биенвиль» (4 591 брт), британский «Гэнджис» (6 246 брт). Всего кораблями этой группы только за один день рейдерства было потоплено 8 пароходов и один поврежден. После рейда в Индийский океан крейсер «Текай» вернулся в Йокосуку, и все четыре КР типа «Такао» некоторое время занимались боевой и политической подготовкой в водах Метрополии. Вскоре, находясь в Японии, 18 апреля 1942 года крейсера «Атаго» и «Такао» были брошены на перехват американского оперативного соединения 16.2, осуществившего бомбардировку Японии («Рейд Дулиттла»), но операция перехвата не увенчалась успехом.

Следующей операцией, в которой приняли участие крейсера типа «Такао», стала операция по захвату атолла Мидуэй и оккупации Алеутских островов. На этот раз четыре крейсера были разделены: 1-й отряд 4-й эскадры крейсеров («Атаго» и «Текай») вошел в состав Группы Дальнего прикрытия Оккупационного Соединения Мидуэя вице-адмирала Н. Кондо; 2-й отряд 4-й эскадры («Такао» и «Майя») вошел в состав 2-го Мобильного соединения, предназначенного для удара по Датч-Харбору (Алеутские острова). Но на этот раз удача отвернулась от японских крейсеров, и ни на одном из этих направлений им не удалось проявить себя, как, впрочем, и всему японскому флоту. В битве при Мидуэе тяжелые крейсера не смогли никак повлиять на ход боя, хотя надо отметить, что на заключительной стадии сражения перед ними была поставлена задача по поиску и уничтожению американских авианосцев. Однако затем этот приказ отменили, и корабли вернулись на базу. В районе Датч-Харбора основные удары наносила палубная авиация, а крейсерам «Такао» и «Майя» так и не удалось применить свою артиллерию.

Фото крейсера «Майя» с борта «Атаго», район Соломоновых островов, 27 августа 1942 года
Фото крейсера «Майя» с борта «Атаго», район Соломоновых островов, 27 августа 1942 года

Следующим знаковым событием, в котором приняли участие все четыре тяжелых крейсера типа «Атаго», была битва за Гуадалканал (7 августа 1942 года – 9 февраля 1943 года). Битва за Гуадалканал часто называется переломным событием в боевых действиях на Тихом океане, поскольку она ознаменовала окончательную утрату Японией стратегической инициативы и переход союзников от обороны к наступлению.

И если речь зашла о Гуадалканале, то нельзя пройти мимо одного из самых известных сражений – боя у острова Саво 9 августа 1942 года, в котором принял участие один из крейсеров типа «Такао». Этим кораблем был крейсер «Текай», который 14 июля стал флагманом адмирала Микава, командующего сформированным 8-м флотом, базирующимся на острове Трук. В состав 8-го флота также входила 6-я дивизия крейсеров под командованием вице-адмирала А. Гото, состоявшая из тяжелых крейсеров «Аоба» (флагман), «Кинугаса», «Фурутака» и «Како», а также двух легких крейсеров 18-й дивизии крейсеров («Тэнрю», «Тацута»), 6-й эскадры эсминцев (4 эсминца) во главе с легким крейсером «Юбари» и 5 подводных лодок 7-го дивизиона, базировавшихся в Рабауле. Задачей вновь сформированного флота было обеспечение действий армии и флота в районе Соломоновых островов и острова Новая Гвинея.

Тяжелый крейсер «Текай» (1938 год) – флагман вице-адмирала Микавы в бою у
острова Саво
Тяжелый крейсер «Текай» (1938 год) – флагман вице-адмирала Микавы в бою у острова Саво

В истории этот эпизод битвы за Гуадалканал известен под названием «бой у острова Саво» или «Первый бой в Соломоновом море», как его называют японцы. Он состоялся ночью 9 августа 1942 года между соединением 8-го флота адмирала Г. Микавы и американо-австралийской крейсерской группой прикрытия ОС TG.62 вице-адмирала Р. Тернера, прикрывавшей высадку десанта на Гуадалканал и прилегающие острова, которым командовал британский контр-адмирал В. Кратчли. Именно «Текай» шел головным к колонне японского соединения в этом бою, ведя за собой 6 крейсеров и один эсминец. Бой у острова Саво достаточно хорошо изучен и представлен в литературе, так что здесь мы отметим только действия именно данного корабля.

Схема боя у острова Саво 9 августа 1942 года
Схема боя у острова Саво 9 августа 1942 года

Японские корабли подошли к Гуадалканалу и в 00.54 9 августа с «Текай» заметили американский эсминец, патрулирующий в 5,5 милях от соединения Микавы. Это был ЭМ «Блю», который не заметил противника, затем удалось также беспрепятственно миновать второй патрульный эсминец американцев, и крейсера на скорости 26 узлов вошли в пролив у острова Саво.

Микава в 01.25 отдал приказ «Независимое маневрирование», а чуть позже – «Всем кораблям атаковать». И через несколько минут в 01.38 с «Текай» были обнаружены крейсера «Чикаго» и «Канберра», по которым дали торпедный залп и открыли огонь главным калибром с дистанции всего 22 кабельтова. Буквально за несколько минут австралийский крейсер «Канберра» был серьезно поврежден, а «Чикаго», получив торпедное попадание, вышел из боя. Микава повернул свои корабли и двинулся на вторую группу крейсеров противника: «Текай» с 3 кораблями шел в правой колонне, слева от него строем пеленга – еще 3.

Повреждения крейсера «Чикаго» от японской торпеды после боя у острова Саво (август 1942 года)
Повреждения крейсера «Чикаго» от японской торпеды после боя у острова Саво (август 1942 года)

В 01.48 «Текай» выпустил 4 торпеды и через две минуты, включив прожекторы, открыл огонь по концевому крейсеру «Астория». Однако первые четыре залпа не попали в цель, но, пока на американском корабле разбирались с обстановкой, «Текай» сократил дистанцию, и уже следующий залп лег точно в надстройки «американца». Начавшийся пожар сделал «Асторию» прекрасной мишенью, и по ней открыли огонь остальные японские корабли. А «Текай» около 02.00 отделился от крейсеров 6-й эскадры и около 40 минут действовал отдельно.

В 01.55 две или три торпеды с «Текай» поразили тяжелый крейсер «Винсеннс», разрушив его КО № 2. Американский крейсер лишился хода, загорелся, но затонул позже, через полчаса, когда японцы уже отошли.

Союзники в этом бою потеряли 4 тяжелых крейсера потопленными, еще один крейсер и один эсминец были тяжело повреждены.

В этом бою крейсер «Текай» выпустил 308 203-мм снарядов и 8 торпед тип 93, сам же получил в ходе боя 3 попадания 203-мм снарядов, один из которых насквозь пробил носовую башню ГК. Это был снаряд с крейсера «Астория», который пробил 25-мм броню башни № 1 над правым орудием, но прошел ее насквозь и вылетел через заднюю стенку, так и не взорвавшись. В этот раз именно тонкая броня не позволила взвестись взрывателю снаряда, иначе последствия были бы катастрофичными. Еще два снаряда, попавшие в крейсер в 02.05, принадлежали крейсеру «Куинси», один пробил насквозь штурманскую рубку, вывел из строя электропроводку и системы связи, второй попал в основание грот-мачты, повредив деррик-кран. Небольшие повреждения надстроек и выхлопных вентиляторов были получены от воздействий дульных газов от стрельбы собственных орудий. Потери личного состава экипажа корабля были 34 убитых и 48 раненых.

Тяжелый крейсер "Текай" достаточно успешно действовал в бою у острова Саво
Тяжелый крейсер "Текай" достаточно успешно действовал в бою у острова Саво

После удачного боя Микава отдал приказ отходить на базу, и «Текай», отставший от своего отряда, развив скорость 35 узлов, вскоре догнал другие крейсера и возглавил колонну. 10 августа крейсер вошел в Рабаул под восторженные крики гарнизона и встал на ремонт.

Бой у острова Саво закончился полной победой японцев, однако они не смогли выполнить главную задачу – уничтожить транспорты с десантом, что, в конечном счете, привело к поражению в битве за Гуадалканал. Интересно, что в том бою (по данным С. Сулига) только «Текай» сделал попытку сблизиться с основной целью операции – американскими транспортами, которые необходимо было уничтожить, однако остальные японские крейсера двигались в другом направлении, и флагман поспешил вновь занять свое место в строю.

После высадки американских войск на Гуадалканале японцы начали собирать силы для возвращения потерянных островов. Базами для накопления сил стали острова Трук и Новая Британия (Рабаул), с которых осуществлялась переброска войск на Гуадалканал. Именно на Трук 17 августа были переброшены три остальных крейсера типа «Такао», включая «Атаго». И после пополнения запасов крейсера 4-й дивизии «Такао», «Атаго» и «Майя» вошли в состав Передового соединения вице-адмирала Кондо (флагман – крейсер «Атаго»). Вскоре мощный японский флот сошелся в бою с американским соединением TF.61 в сражении у Восточных Соломоновых островов (Второе морское сражение у Соломоновых островов, как его называют японцы). Однако участие в бою у Восточных Соломоновых островов 24 августа как не принесло успеха японскому флоту в целом, так и не дало возможности проявить себя тяжелым крейсерам типа «Такао». После дневного боя японцы вновь совершили ночной бросок с целью поиска и уничтожения американских АВ в том районе, где они должны были находиться. Однако вновь эта попытка, как и при Мидуэе, оказалась напрасной – поиск противника ночью и без радаров не принес результата.

Японские корабли у Гуадалканала ("Атаго", "Такао", Кирисима"), ноябрь 1942 года
Японские корабли у Гуадалканала ("Атаго", "Такао", Кирисима"), ноябрь 1942 года

Крейсер «Текай», действовавший отдельно, вновь оказался наиболее активным из «нашей» четверки – поучаствовал в проводке войсковых конвоев, затем принял участие в обстреле позиций американцев на Гуадалканале, а также применял свои гидросамолеты для бомбежки аэродрома Гендерсон-Филд. К примеру, только ночью 14 октября «Текай» под флагом Микавы выпустил по Гендерсон-Филду 752 203-мм снаряда типа 3.

В битве у островов Санта-Круз артиллерия тяжелых крейсеров типа «Такао» вновь оказалась незадействованной, а вот на Гуадалканале для них нашлась работа. В начале ноября в помощь «Текай» в состав 8-го Флота Микавы пришел крейсер «Майя», который сразу включился в боевую работу. В ходе дальнейших сражений у Гуадалканала (в ночь с 13 на 14 ноября 1942 года) крейсера «Текай», «Майя», «Судзуя» и «Кинугаса» участвовали в прикрытии конвоя, отправленного на Гуадалканал, и обстреле аэродрома Хендерсон-Филд.

Крейсера «Текай», «Майя» и «Судзуя» в составе соединения Микавы подошли к Саво с севера в 00.30 и за полчаса (с 01.28 до 02.05) выпустили по аэродрому около 1370 203-мм снарядов. Помешать этому обстрелу пытались два торпедных катера, вышедших с острова Тулага, но выпущенные ими 6 торпед прошли мимо. В ходе артобстрела на аэродроме было уничтожено 17 истребителей, 1 пикирующий бомбардировщик, еще 32 истребителя получили различные повреждения, также значительно пострадало техническое обеспечение аэродрома. Но главная цель не была достигнута – взлетная полоса осталась пригодной для взлета и посадки самолетов.

Утром 14 ноября возвращавшиеся к себе на базу на острове Шортленд крейсера были обнаружены самолетами-разведчиками и вскоре подверглись воздушной атаке. Сначала их атаковали самолеты, взлетевшие с аэродрома Хендерсон-Филд на Гуадалканале, а затем самолеты авиагруппы CVG-10 с АВ «Энтерпрайз», который находился в 200 милях от Гуадалканала. В ходе авианалета около 09.30 14 октября крейсер «Майя» был атакован с кормы самолетом эскадрильи VB-10, который промахнулся 227-кг бомбой, но, попав под огонь зенитных автоматов, кон­цом правого крыла ударил по грот-мачте и упал на крейсер рядом с 120-мм зенитной установкой № 2 (левый борт). Бензин из баков самолета вызвал сильный пожар, отчего взорвались несколько 120-мм снарядов. Па­дение самолета и взрыв боезапаса разрушили прожек­торные вышки левого борта, установки 25-мм автома­тов и 120-мм зениток, было убито 37 человек экипажа.

Авианосец «Энтерпрайз», один из противников японских крейсеров у Гуадалканала
Авианосец «Энтерпрайз», один из противников японских крейсеров у Гуадалканала

Крейсер «Текай» также получил повреждения из-за близкого разрыва 1000-фунтовой (434-кг) бомбы, сброшенной «Доунтлессом» эскадрильи VS-10, затопило несколько носовых отсеков. Потерь среди экипажа не было. Все повреждения крейсеров, полученные в этом бою, были вскоре устранены.

Вскоре настал черед и второй пары крейсеров – «Атаго» и «Такао». Они приняли участие в следующем бою у Гуадалканала, который был также ночным и произошел спустя 12 часов в ночь с 14 на 15 ноября 1942 года. Эти два крейсера вошли в состав Экстренной Группы Бомбардирования, которая была спешно собрана японцами после предыдущего неудачного обстрела аэродрома Хендерсон-Филд, произошедшего 13-14 ноября (аэродром все еще продолжал функционировать). Целью этого соединения боевых кораблей, куда кроме двух ТКр вошел ЛК «Кирисима», 2 ЛКр («Нагара», «Сендай») и 9 ЭМ, была попытка уничтожить аэродром Хендерсон-Филд на Гуадалканале.

Крейсер «Атаго» еще на подходе к цели был атакован американской ПЛ «Траут», которая выпустила пять торпед, но крейсеру повезло на этот раз. В ночном бое у Гуадалканала «Атаго» и «Такао» действовали в составе главных сил Кондо вместе с ЛК «Кирисима», и ровно в полночь 15 ноября японская эскадра встретила на своем пути два американских линкора («Саут Дакота» и «Вашингтон»). Оба американских линкора сконцентрировали огонь на ЛК «Кирисима», дав возможность обоим японскими тяжелым крейсерам типа «Атаго» без помех вести стрельбу главным калибром. В «Саут Дакоту» попало не менее 16 фугасных снарядов калибра 203 мм, выпущенных с дистанции всего в 5 км обоими японскими крейсерами, также в нее попало несколько снарядов ЛК «Кирисима». Всего американский линкор получил 42 попадания, но повреждения оказались незначительными и пришлись в надстройку, однако выход из строя радаров и СУО заставил линкор в 00.17 выйти из боя. Потери в экипаже «Саут Дакоты» составили 39 человек убитыми и 59 ранеными. В этом бою «Такао» вообще не пострадал, а «Атаго» получил повреждения «средней» тяжести. Больше всех тогда досталось линкору «Кирисима», который под огнем ЛК «Вашингтон» получил сильные повреждения, загорелся и вскоре затонул.

Линкор «Кирисима» (10 мая 1937 года) – погиб в бою с американскими линкорами 14-15 ноября 1942 году у Гуадалканала
Линкор «Кирисима» (10 мая 1937 года) – погиб в бою с американскими линкорами 14-15 ноября 1942 году у Гуадалканала

После ночного боя 14-15 ноября 1942 года крупных морских боев в районе Гуадалканала уже не было, японский флот продолжал доставлять мелкие подкрепления с небольшим обеспечением на Гуадалканал, но каких-либо значительных успехов это уже не могло принести, и вскоре японские войска оставили остров. Остаток года тяжелые крейсера типа «Такао» занимались перевозками войск, ремонтами, сопровождением конвоев и не проявляли боевой активности. Так с 31 января по 9 февраля 1943 года крейсера «Такао» и «Атаго» совместно с «Миоко» и «Хагуро» обеспечивали прикрытие эвакуации японских войск с Гуадалканала. После завершения эвакуации крейсера «Атаго», «Майя» и «Такао» совершили переход с острова Трук в Йокосуку, где прошли ремонт и первую военную модернизацию (крейсер «Текай» прошел модернизацию и ремонт чуть позже, в июле – августе 1943 года). В августе 1943 года 8-й Флот был расформирован, и крейсер Текай» присоединился к своим «систершипам», войдя снова в состав 4-й эскадры крейсеров.

В течение 1943 года только тяжелому крейсеру «Майя» удалось принять участие в боях с противником. Весной 1943 года крейсер «Майя» был передан Северному соединению и 27 марта 1943 года в его составе принял участие в бое у Командорских островов («Бой у острова Атту»). Противником японского отряда стала оперативная группа контр-адмирала МакМорриса в составе легкого крейсера CL-9 «Ричмонд» (флагман, тип «Омаха»), тяжелого крейсера CA-25 «Солт-Лейк-Сити» (тип «Пенсакола») и 4-х эсминцев. В этом бою тяжелый крейсер «Майя» выпустил 904 203-мм снаряда и 16 торпед, совместно с крейсером «Нати» повредив американский крейсер «Солт-Лейк-Сити» и эсминец «Бейли». При этом сам никаких повреждений не получил. Вскоре после эвакуации японских войск с Кыски крейсер «Майя» вернулся в Метрополию, и все четыре крейсера встретились в августе 1943 года на острове Трук.

Крейсер "Майя" под американскими бомбами
Крейсер "Майя" под американскими бомбами

К 5 ноября 1943 года три крейсера 4-й дивизии были переброшены на военную базу Рабаул (Новая Британия) и стояли на якоре в Симпсон-Харборе, когда их неожиданно атаковали американские самолеты «Доунтлесс» эскадрильи VB-12 оперативного соединения TF.38. В этот день практически весь 2-й Флот Куриты был выведен из строя, досталось и крейсерам типа «Такао», которые получили различные повреждения. Из этой четверки снова повезло «Текай», который покинул базу, двигаясь на Трук. Крейсер «Атаго» пострадал от трех близких разрывов 500-фунтовых бомб (взрывы на расстоянии 5-15 м от борта), в результате чего были затоплены несколько отсеков рядом с машинным отделением № 1 и котельными отделениями № 3 и № 9. Потери среди экипажа составили 22 убитых (включая командира крейсера) и 64 раненых.

Крейсер «Такао» получил попадание одной 500-фунтовой бомбы (по другим данным – два попадания), пробившей верхнюю палубу и повредившей башни ГК № 1 и № 2, открывших большие пробоины по ватерлинии. Потери среди экипажа составили 23 убитых. Крейсер «Майя» был поврежден попаданием бомбы, которая попала в трубу и взорвалась в МКО, возник сильный пожар. Потери среди личного состава экипажа составили 17 убитыми и 60 ранеными. Однако крейсера справились с повреждениями и ушли сначала на Трук, а затем вся 4-я эскадра ушла в Йокосуку на ремонт, где попутно была проведена вторая военная модернизация. Ремонтно-восстановительные работы продолжались до января 1944 года, причем крейсер «Майя» было решено перестроить в крейсер ПВО.

Тяжелый крейсер "Майя" с четырьмя башнями ГК
Тяжелый крейсер "Майя" с четырьмя башнями ГК

После ремонта в Йокосуке все четыре тяжелых КР типа «Атаго» вернулись на военную базу на острове Трук, откуда вышли для участия в битве при Марианских островах, или как ее еще называют «Битва в Филиппинском море 20 июня 1944 года». Правда, участие получилось сугубо номинальным, так как крейсера не сделали ни единого выстрела по противнику, а вот КР «Майя» получил легкие повреждения из-за близких разрывов авиабомб.

Следующим знаковым и последним событием, в котором приняли участие все четыре тяжелых крейсера типа «Атаго», было морское сражение в заливе Лейте, или, как его еще называют, «Второе сражение в Филиппинском море». Это самое масштабное морское сражение в истории. 22 октября 1944 года крейсера 4-й дивизии прошли через пролив Палаван – так для них начиналось великое морское сражение в заливе Лейте.

В результате атак американских подводных лодок уже 23 октября крейсера «Атаго» и «Майя» были потоплены, а крейсер «Такао» был сильно поврежден также еще на подходе к району сражения. Только крейсер «Текай» не получил никаких повреждений в этот день и продолжил путь с остатками японского соединения адмирала Куриты, но только для того, чтобы 25 октября погибнуть под атаками американских самолетов.

Японский флот, идущий к Лейте. За линкорами «Нагато», «Ямато» и «Мусаси» видны четыре крейсера типа «Такао». Район Брунея, 22 октября 1944 года
Японский флот, идущий к Лейте. За линкорами «Нагато», «Ямато» и «Мусаси» видны четыре крейсера типа «Такао». Район Брунея, 22 октября 1944 года

Единственным выжившим из тяжелых крейсеров типа «Такао» после сражения в заливе Лейте остался серьезно поврежденный крейсер «Такао», который достиг сначала Брунея и после ремонта 12 ноября 1944 года перешел в Сингапур. В последующем «Такао» был поврежден британскими сверхмалыми подводными лодками и использовался как плавучая батарея. 21 сентября 1945 года тяжелый крейсер «Такао» был захвачен британцами и в октябре 1946 года был затоплен в Малаккском проливе. Более подробно о последних днях этого корабля рассказано в отдельной статье ЗДЕСЬ.

Заканчивая обзор боевого использования тяжелых крейсеров типа «Такао», можно отметить, что на их долю пришлось немного удачных боев, в которых они эффективно смогли бы использовать свои орудия и торпедные аппараты, часто в справочниках в отношении этих кораблей можно найти фразу – «… в этом бою артиллерия крейсера была не задействована…». Но это, скорее, признак изменения войны на море, чем свидетельство недостатков кораблей – кораблей, которые сделали, что смогли и погибли в бою.

Конечно, в одной статье нельзя охватить все подробности боевой службы четырех крейсеров, однако мы попытались представить общую картину их боевой службы. Уж извините если что не так...

Источники: Lacroix E. Japanese cruisers of the Pacific War/ E.Lacroix, L.Wells. – London: Chatham Publishing, 1999. – 888 с.; Lacroix E. The development of the «A» class cruisers in the Imperial Japanese Navy/E.Lacroix. // Warship International – No 3, 1983. – Р.232-282; Skulski J. The Heavy Cruiser Takao// Anatomy of the Ship/ J.Skulski. - US Naval Institute Press, 1994. - 256 c.; Александров Ю.И. Тяжелые крейсера Японии. Часть 1/ Ю.И.Александров. – СПб: Истфлот, издатель Р.Р.Муниров, 2007. – 84 с.; Апальков, Ю. Боевые корабли японского флота. Крейсера.10.1918-8.1945 гг.: справочник
/ Ю.В.Апальков. – СПб: Галея-Принт, 1998. – 156 с.; Далл, С. Боевой путь императорского японского флота: Морские битвы крупным планом,
No 4 / С.Далл. – Екатеринбург: Сфера, 1997. – 382 с.; Иванов, С. Японские тяжелые крейсер: Война на море, No 26/ С.В.Иванов. - 2005 г.; Кемп, П. Подводные лодки его Величества./ П.Кемп// Британские подводные лодки.- ООО «Издательство АСТ», 2003 – 640 с.; Прищепенко, А. Сражение в заливе Лейте //Мир оружия, No 03(18) - 2006 г.- С.23-27.; Сулига Т.В. Японские тяжелые крейсера, том 1: История создания, описание конструкции, предвоенные модернизации / Т.В.Сулига – М-Спб: Галея-Принт, 1996. – 120 с.; Сулига Т.В. Японские тяжелые крейсера, том
2: Участие в боевых действиях, военные модернизации, окончательная судьба / Т.В.Сулига – М-Спб: Галея-Принт, 1997. – 120 с.; Уоррен, Ч.Волны над нами. Английские мини-субмарины и человекоуправляемые торпе-
ды. 1939-1945 гг./ Ч.Уоррен, Дж.Бенсон.- М.:- Центрполиграф, 2004.- 366 с.

Если понравилось - ставьте лайки, подписывайтесь, будет еще интереснее, делитесь комментариями, кто желает - может поддержать проект: