Одна из самых интересных и лучших коллекций искусства в мире – это Национальная галерея искусства США. И надо сказать поклонники товарища Сталина и его гениальных решений просто обязаны гордиться этим фактом. Потому что если бы не товарищ Сталин, эта галерея не состоялась бы и не получила части своих основных шедевров.
Как так получилось? А очень просто. Дело в том, что в поисках денег на свои великие затеи, в том числе на форсированную индустриализацию, Политбюро старатель искало покупателей на те сокровища мировой культуры, которые уцелели после Гражданской войны. Строителям нового мира все эти пережитки старой, буржуазной культуры были совершенно ни к чему, они строили новый мир без всех этих Тицианов, Рафаэлей и Ван Эйков.
Поэтому, когда вы в наше время приходите в Эрмитаж и восхищаетесь теми сокровищами искусства, которые выставлены в музее №1 России, надо понимать, что значительную часть того, что когда-то имелось в этом музее и вообще в Зимнем дворце, вы в России увидите разве что на выставке. А так – надо ехать в Метрополитен-музей, где находится «Татищевский складень» Ван Эйка или в ту же Национальную галерею искусств США, основой которой стала коллекция американского миллионера Меллона.
Именно он «снял сливки» во время распродажи Советским правительством шедевров Эрмитажа, так как согласился заплатить ту цену, которую СССР просил за оптовую партию предметов искусства. Эндрю Меллон выложил за 21 картину из Эрмитажа 7 миллионов долларов. По тем временам это были вроде и неплохие деньги. Вот только по факту теперь мы понимаем, что продали фактически за бесценок.
Более того, если бы Меллон выложил бы больше денег, ему бы, скорее всего, упаковали весь Эрмитаж. Но к счастью, у американца не хватило на это денег. Та же «Мадонна Бенуа» да Винчи осталась в Эрмитаже только потому, что советские продавцы хотели получить за нее и еще одну картину да Винчи 700 тысяч фунтов стерлингов, а американец соглашался заплатить только 390. Но Рафаэль, Тициан, Веронезе, Рембрандт и Ботичелли поехали в Америку.
Так как к началу 30-х годов Меллон был уже весьма пожилым человеком (ему было глубоко за 70), он задумался о вечном и передал собранную им коллекцию американскому народу. А заодно выделил денег на постройку картинной галереи. Так появилась Национальная галерея искусства США.
Кстати, в «благодарность» за продажу шедевров искусства по сходной цене, Меллон, который был не только миллионером, но ещё и американским чиновником, отвечавшим за защиту американской промышленности и рынка от импорта, активно поспособствовал введению эмбарго на поставки недорогого советского сырья и товаров – например, леса.
А Советское правительство, героически распродавая шедевры искусства, заработало на распродаже музеев по сходной цене около 20 миллионов долларов. По сравнению с тем, сколько денег требовалось и было реально потрачено на индустриализацию – это была капля в море.
И без этой продажи вполне можно было обойтись. Тем более, что в итоге все равно всю индустриализацию потом, кровью и своими деньгами оплатил советский народ, с которого содрали тридцать три шкуры ради постройки тысяч танков и самолетов, растаявших как дым в июне 1941 года. Потому что строили ради тысяч штук, даже не задумываясь о том, что надо создавать инфраструктуру, а не просто клепать ряды бронированных машин.
Вот и получается, что товарищ Сталин очень помог американцам обогатиться культурно, так как посодействовал созданию у них Национальной галереи искусства. Молодец.
----------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.
Мои статьи и видео доступны также во "ВКонтакте" на YouTube, в Инстаграм