Новая серия статей на моем канале будет посвящена разбору различных кейсов территориального развития и транспортные системы из разных стран. Почему это важно? Релевантный опыт позволяет значительно расширить кругозор на проблемы городского развития: многие проблемы городского развития, характерные для наших городов, были успешно решены в других странах. Именно поэтому любой мировой опыт можно назвать крайне важным для понимания нашей собственной ситуации.
Начнем мы серию постов с разбора одной очень известной системой лёгкого автоматического метро. В Ванкувере, который уже много лет входит в топ-5 комфортных для жизни городов мира с 1985 года, существует развитая и инновационная система общественного транспорта.
SkyTrain на 2021 год имеет 3 линии с несколькими ответвлениями и 56 станций. В процессе строительства сейчас находится важный участок сети через центр города, продление одной из существующих линий.
SkyTrain стал второй после DLR (о котором я расскажу на следующей неделе) системой лёгкого автоматического метро. Ключевое его отличие в системе движения поездов: вместо стандартных моторов (моторы крутят колеса) поезда в Ванкувере используют четвертый рельс: магнитный рельс под поездами, от которого "отталкивается" магнитный мотор (linear induction motor). Это поездам позволяет не только быстро тормозить и разгоняться, но и забираться на крутые подъемы (а Ванкувер очень холмистый город), а также экономит ресурс механизмов. Ванкуверское метро стало первым в мире, которое стало использовать поезда данной технологии, однако, как показала эксплутация, такая технология далеко не всегда релеванта из-за дороговизны, а также ограниченного выбора подвижного состава (в Ванкувере это составы Bombardier, поглощенной недавно Alstom).
Интересные факты:
- короткие составы и полная автоматизация позволяют легко подстраиваться под существующий пассажиропоток (можно пускать поезда через каждые 15–20 секунд в "цифровой сцепке")
- 2 однопутных ответвления, где, благодаря автоматизации, почти не снижаются интервалы, так как поезда разъезжаются на станциях
- движение по эстакадам, которые стали неотъемлемой частью городского дизайна города
SkyTrain стал символом нового Ванкувера, города, сформированного на принципах нового урбанизма, где общественный транспорт, играет ключевую роль.
Почему этот опыт релевантный:
В России пока что отсутствует полноценный опыт использования легкого метро (лишь Бутовская линия в Москве). Однако, по мнению многих экспертов, такие подобные системы метрополитена могут стать идеальной альтернативой тяжелым классическим системам метро, которые отличаются не только дороговизной строительства, но и сложностями обслуживания. Легкое метро (в том числе трамвайного типа) может стать однажды превалирующим видом скоростного магистрального транспорта в России.
#урбанистика #транспорт #ванкувер #канада #легкое метро