У Пушкина было несколько любимых украшений. Мой рассказ об одном из двух колец Пушкина, которым поэт приписывал магическую силу и носил постоянно. Об изумрудном перстне расскажу в другой раз, на портрете Тропинина изумруд на большом пальце.
Известно, что Пушкин любил камень сердолик. Камень удачливых любовников, ясновидящих, оберег от предательства и лжи.
Поэт имел как минимум два сердоликовых кольца. Первое, тонкое золотое кольцо с резным камнем он пожертвовал в качестве приза в благотворительной лотерее с тайным желанием, чтобы кольцо попало в руки Марии Николаевны Раевской. Вырезанные на камне амуры в лодке возможно символизировали искреннюю симпатию к девушке и напоминали о южном путешествии Пушкина с семьёй отца Марии Николаевны, генерала Раевского.
По счастью, кольцо досталось Раевской, она хранила его всю жизнь.
Но главным талисманом, которым Пушкин дорожил и не расставался, было кольцо с сердоликом, подаренное ему Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой. На портрете мы видим это кольцо на указательном пальце, повёрнутым камнем вниз.
Массивное золотое кольцо с восьмиугольным сердоликом красного или оранжевого цвета, с выгравированной на камне фразой на древнееврейском, Пушкин носил на указательном или большом пальце. Поэт был заворожен древними символами и верил, что надпись имеет сакральный смысл. Поэт даже начал изучать древнееврейский.
Пушкин часто использовал кольцо как печать, сохранилось несколько писем с отчётливым оттиском камня. Эти оттиски как улыбка Чеширского кота, как след на мокром песке, как тень человека в Хиросиме - от перстня остался только оттиск на сургуче и несколько рисунков на полях рукописей.
Любимый Пушкиным камень был украден в 1917 году, и следы его потеряны. Но не оттиски на письмах. Учёные сумели установить происхождение кольца, его примерный возраст и расшифровали надпись на камне. Крымско - караимское украшение было предположительно изготовлено на рубеже VIII и IX веков, и на камне способом негатива было вырезано, скорее всего, имя владельца - Сикха, сын Иосифа, почтенного реббе Иосифа, да будет благословенна память его. Над именем красовалась гроздь винограда - символ плодородия и богатства.
Пушкин дорожил кольцом и бережно хранил его. Но не случайно именные кольца помогают лишь тем, для кого они сделаны. Может быть поэтому любимый талисман не уберёг Пушкина от смерти? Известно, что в день дуэли Данзас застал друга за странным занятием - Пушкин задумчиво перебирал свои кольца. Пушкин был суеверным, известно его трепетное отношение к приметам - перебежавший дорогу заяц, встреченный поп, месяц с правильной стороны от повозки, зажжённая днём свеча - все имело значение и несло тайные знаки.
Как же понять, что поэт снял с руки оберег от внезапной смерти - кольцо с бирюзой, и надел любимый сердолик, подарок Воронцовой. По поверью сердолик оберегает от неверности. Неужели Пушкин боялся предательства больше смерти?
Перстень с бирюзой Пушкин подарил Данзасу. Уже в 50-е годы Данзас потерял подарок друга - снял кольцо вместе с перчаткой и уронил в снег.
История появления у Пушкина его любимого кольца драматична. Итак, Пушкин прибывает в Одессу в ссылку, он назначен младшим чиновником в канцелярию генерал- губернатора Михаила Семёновича Воронцова. Пережив яркое короткое увлечение Амалией Ризнич, Пушкин полностью отдается увлечению супругой губернатора Елизаветой Воронцовой. Елизавета Ксаверьевна в искусстве обольщения преуспела. От неё без ума не только поэт и весь местный свет, но и Александр Раевский, знакомец Пушкина по путешествию с семьёй генерала Раевского.
Раевский очевидно связан с Воронцовой более тесно, чем Пушкин. Елизавете Ксаверьевне уже 30 лет, Раевскому 28, Пушкину всего 24 года. Раевский загадочный, томный, ни слова в простоте, женщины от него без ума. Пушкин - большой ребенок, громко хохочет, доверчиво делится с друзьями своими огорчениями и увлечениями. Он бесспорно любимец южной публики.
Коварный Раевский задумал сделать Пушкина ширмой, прикрывающей собственный серьёзный роман с женой губернатора. Впоследствии он ещё раз применит этот приём для своей собственной женитьбы и за низкое коварство будет проклят небом.
Раевский дьявол, он старательно портит отношения Воронцова с Пушкиным, намекая на связь поэта с Елизаветой Ксаверьевной и на нерадивость Пушкина как чиновника. Воронцов негодует, как человека военного его начинает раздражать легкомыслие Пушкина. Раевский старательно подливает масла в огонь - от имени губернатора Пушкин получает назначение в экспедицию по борьбе с саранчой, нашествие которой не редкость в южных областях. Пушкин всего лишь мелкий чиновник, вряд ли формированием персонального состава экспедиции занимался сам губернатор, но Пушкин, уверен, что обязан своим унижением именно Воронцову. Поэт делится с друзьями, что устал зависеть от пищеварения того или иного начальника и ему надоело, что с ним в его отечестве обращаются с меньшим уважением, чем с английским шалопаем, который слоняется среди нас со своей пошлостью.
Без сомнения, английский шалопай это Михаил Семёнович Воронцов. Герой 1812 года, видный военный, государственный деятель, знаменитый библиофил, строитель прекрасных дворцов в Одессе и Крыму.
Известна история о том, как Воронцов вместо бесценной обстановки из своего дома в Москве вывез на двух сотнях подвод раненых на Бородинском поле офицеров и солдат и лечил их в своём имении за свой счёт, а после выздоровления полностью одел и дал из личных средств каждому солдату по десять рублей подъёмных.
Воронцов был англофилом и применял знания на практике. Уничтожение саранчи было действенным средством для сохранения урожая.
По возвращении из экспедиции от Пушкина потребовали отчёт. Документ вывел Воронцова из себя: саранча летела - летела, села, посидела, всё съела и дальше улетела.
Отношения между Пушкиным и Воронцовым постепенно обостряются. Пушкин несправедлив к Воронцову, не понимает, что Раевский попросту манипулирует Пушкиным, чтобы отвлечь внимание мужа от своего романа с Воронцовой.
Воронцов мудрее Пушкина, он не желает поэту зла, и лишь добивается, чтобы южная ссылка Пушкина продолжилась в другом месте. Для его же блага, как говорит Михаил Семёнович.
Пушкин покинул Одессу первого августа. Перед расставанием Елизавета Ксаверьевна подарила Пушкину тот самый перстень с сердоликом, а точно такое же кольцо оставила у себя. Откуда к ней попали эти парные кольца, доподлинно не известно, предположим, что их преподнесли графу Воронцову в качестве представительского подарка в Крыму.
Возможно Елизавета Ксаверьевна приобрела их в Алупке сама? Были ли кольца парными или Воронцова заказала копию пушкинского перстня? Одно можно сказать точно - подарок Воронцовой был Пушкину очень дорог, он не расставался с ним до самой смерти. Умирая раненым после дуэли, Пушкин подарил перстень Жуковскому, тот передал украшение Тургеневу с наказом подарить следующему лучшему писателю России, но волю Пушкина нарушила госпожа Виардо, которая отказалась передать кольцо графу Толстому и оставила себе. Позже она всё же отправила кольцо в музей, откуда его и украли в 1917 году.
С тех пор сердолик объявили камнем поэтов. Волошин и Цветаева не случайно назвали свой поэтический сборник "Сердолик", а уже несколько поколений поэтов стараются отыскать сердолики в одноимённой бухте Коктебеля, Мекке всех литераторов.
А что же Пушкин? Странно, но Одесская история как будто пошла ему на пользу. Поэт стал сдержаннее, перестал ребячиться. Воронцов бесстрастен и справедлив, он пишет в столицу, что удаление Пушкина с юга пойдет ему на пользу. Главный враг Пушкина в этот период - честолюбие, он раб лести, и это не даёт ему развивать свой талант, который пока напоминает скорее подражание истинному поэту, лорду Байрону, пишет Михаил Семёнович в столицу. Удаляя Пушкина от морских купаний, которые отвлекают его от работы над собой, Воронцов оказывает Пушкину услугу. Так думает губернатор.
Кто знает, как могли бы сложиться отношения Воронцова и Пушкина, если бы генерал своевременно смог разобраться в подлинных отношениях между Раевскими, Воронцовой и Пушкиным? Очевидно, Пушкин был лишь ширмой для чужой связи, и его флирт и искреннее восхищение хозяйкой города для графа Воронцова не представляли ни малейшей опасности.
Может быть, Елизавета Ксаверьевна подарила Пушкину кольцо в знак извинения за неприятное происшествие, в которое Пушкин попал из-за козней её любовника, понимая, что негодяй- Раевский является подлинным виновником унизительной высылки Пушкина с юга? Очевидно лишь одно, Елизавета Ксаверьевна искренне пожалела о случившемся. Вместе с южными дамами она была огорчена отъездом поэта из Одессы, где Пушкину удалось очаровать почти всех.
В донжуанском списке Пушкина имена Элизы и Амалии стоят рядом. Именно этим женщинам, а ещё Каролине Собаньской мир обязан лучшими лирическими стихами.
Скандал в благородном семействе Воронцовых с отъездом Пушкина лишь набирал обороты. Елизавета Ксаверьевна родила дочь, которую окрестили Софией. Не думаю, что Пушкин имеет к девочке какое-то отношение, так же как и к сыну Амалии Ризнич. Елизавета Ксаверьевна в объяснения не вдавалась, а генерал, признав девочку Софью своей, постарался её больше не замечать.
По возвращении Воронцовых из Лондона Раевский окончательно потерял голову, преследуя Воронцову. Однажды он кинулся наперерез коляске Елизаветы Ксаверьевны. Грозно размахивая хлыстом, он кричал на всю улицу: "Лучше бы вам заниматься ребенком!"
В обществе можно всё, но потихоньку. У генерала Воронцова наконец открылись глаза. С какой бы стати дворянин, подчинённый генерал - губернатора позволил себе так непозволительно забыться, не имея на то весомых оснований?
Раевского навсегда удалили из Одессы, он жил в Полтаве и с Елизаветой Ксаверьевной больше никогда не видался.
Пушкин не расставался с сердоликом, камень был для поэта больше, чем украшением. Он часто пользовался кольцом как печатью, и непременно уединялся в кабинете, получив письмо с юга с такой же печатью.
На дуэль Пушкин отправился именно в любимом сердолике. Пушкин был суеверен, но почему-то проигнорировал верную примету - чужое кольцо защищает только того, для кого оно сделано. Для посторонних носить чужое кольцо - к несчастью.
Сердолик, который подарила Пушкину Воронцова, возможно защищал Сикху, сына Иосифа, но не защитил поэта. Тем не менее, поэт поехал на дуэль в сердолике, поехал и погиб.
Итак, закончилась история сердоликового перстня Пушкина, но не закончилась история Раевского и Воронцова. Я же предупреждала - у этой истории граней не меньше, чем у знаменитого пушкинского сердолика.
Значит, продолжение следует.
Начало истории и ссылки по теме:
#Пушкин #воронцова #раевский #ризнич #одесса