Найти тему
Тайны искусства

Можно ли назвать картину «Вид на Делфт» величайшим творением Вермеера?

Непередаваемое совершенство картины «Вид на Делфт»

"Вид на Делфт", Ян Вермеер
"Вид на Делфт", Ян Вермеер

Голландский художник Йоханнес Вермеер наиболее известен своими великолепно выполненными интерьерными сценами. Но иногда художник писал и картины на открытом воздухе. Одна из таких картин под названием "Вид на Делфт" вполне может носить звание одной из лучших картин, созданных им при жизни.

Признаю, я особенно сильно люблю эту работу. Никаких особых причин для этого нет, кроме того, что я нахожу картину совершенно очаровательной в своей простоте, композиции и изысканной передаче света и атмосферы.

Взгляните на картину. Она практически квадратная, в нижней половине картины изображен вид на ряд зданий и складов. Другая половина отдана частично затянутому облаками небу.

"Вид на Делфт", Ян Вермеер
"Вид на Делфт", Ян Вермеер

Первое, что бросается в глаза, это то, как Вермеер расположил городской пейзаж и облака: посмотрите, как V-образная форма в центре городских зданий повторяется и отражается в облаках прямо над ними, наиболее четко в самом темном облаке вверху, форма которого имеет явную перевернутую V-образную расщелину.

Такое расположение дает картине тонкую центральную "колонну", которая проходит под прямым углом к горизонтальной полосе города. Колонна незаметно структурирует картину, притягивая взгляд к центру этого подразумеваемого перекрестия.

Здания на картине изображают крепостные валы Делфта, его северо-западные ворота, известные как ворота Схидам, и расположенные справа Роттердамские ворота.

Одним словом, это вид Делфта с окраины города. Скопление зданий слева на картине - это городской арсенал (длинное здание с красной крышей), а также ряд купеческих складов, где хранились огромные коллекции товаров, приобретенных голландскими мореплавателями - ведь это был так называемый "золотой век" голландской имперской торговли.

Делфт Вермеера был городом, наполненным активной жизнью. Однако его картина предлагает более спокойный вид: мы стоим на песчаном берегу реки Ски, где тихо пришвартованы канальные баржи и небольшие суда. Вода неподвижна, слегка подернута рябью от проходящего ветерка, а воздух кажется умеренным, не слишком жарким и не слишком холодным.

Деталь картины "Вид на Делфт"
Деталь картины "Вид на Делфт"

Область картины, которая действительно захватывает меня - и убеждает меня в том, что это одна из великих картин XVII века - это небо.

Не думаю, что существует много работ, изображающих облака и небо, которые могут соперничать с этой картиной.

Прежде всего, особое изображение облаков, их твердое, но не слишком драматичное присутствие, наклон в сторону реальности - это не попытка произвести впечатление или изобразить грозный символизм. Это просто плывущие облака. И это вызывает во мне ощущение, что художник тщательно изучил природу облаков, прежде чем приступить к работе.

Конкретное расположение облаков очень важно. Самая верхняя туча, расположенная по верхнему краю картины, - самая темная; она выглядит наполненной дождем. Это ближайшее к нам облако; оно парит над нами, лишь частично просматриваясь, и как таковое содержит изображение, то есть выступает в качестве верхней границы и мягко говорит нам, что это изображение - каким бы идеально написанным оно ни было, всё же является уловкой искусства.

"Вид на Делфт", Ян Вермеер
"Вид на Делфт", Ян Вермеер

Я думаю, что именно в этом, возможно, и заключается гениальность этой картины: в почти незаметном напряжении между реальностью и нарисованной иллюзией. Ведь изображение настолько элегантно неподвижно и безмятежно, почти до состояния сна, что зритель не может не воспринимать его как картину. Это застывший момент времени, иллюзорная пауза в потоке нашей реальной жизни. Картина - как мне кажется - заявляет о себе как о произведении искусства.

И все же, без сомнения, эти облака написаны безупречно. Посмотрите, как они идеально уменьшаются в размерах, создавая ощущение глубины и пространства. Посмотрите, как свет на них падает с достаточным разнообразием, чтобы различить каждое облако, но не слишком сильно, чтобы не произвести впечатление. Это такое обычное небо - и именно поэтому оно так прекрасно.

Вермеер, конечно, был художником, который всегда искал детали в своих предметах. Его часто считают автором изысканных интерьерных сцен, которые можно читать с точки зрения их символизма и аллегорической подоплеки, однако, он так же был художником, которого интересовало влияние света и тени, а также ощущение пространства, которое они могли создать.

"Молодая женщина с кувшином воды", Ян Вермеер
"Молодая женщина с кувшином воды", Ян Вермеер

Возьмем, к примеру, картину "Молодая женщина с кувшином воды", на которой изображена утренняя рутина голландской женщины XVII века. Как ничто другое, эта картина рассказывает о тонких эффектах света и текстуры. Посмотрите на белый чепец женщины - центральный элемент картины, который, будучи полупрозрачным, позволяет свету проходить сквозь него, а также отражаться от него. Белый чепец имеет складки и заломы, каждая грань которых позволяет художнику почувствовать широкий спектр текстур и оттенков голубовато-белого.

Картина "Вид на Делфт" так же сосредоточена на мельчайших деталях света и текстуры. Считается, что картина была написана с возвышенности, с видом на набережную. Возможно, Вермеер расположился на верхнем этаже дома, чтобы добиться такого дробного топографического вида.

Деталь картины "Вид на Делфт"
Деталь картины "Вид на Делфт"

С этой возвышенной позиции линия зданий на воде - валы и склады - становится исследованием узора и разнообразия.

Несмотря на то, что цветовая палитра узкая - большинство цветов здесь это оттенки желтые, коричневые и серые - использование контраста является смелым. Обратите внимание, что передние здания окрашены в более темные тона, в то время как крыши позади них бледно-желтые и залиты светом.

Вся совокупность узоров, отголосков, ритмов и текстур создает то, что, как мне кажется, близко к одной из самых идеальных картин, которые когда-либо создавал Вермеер. Французский писатель Марсель Пруст считал картину "самой прекрасной картиной в мире". Мне с этим трудно не согласиться.

***

Для любителей Вермеера, на канале есть статья о другой его картине - "Любовное письмо". Кроме небольшого разбора, там так же описана удивительная история с которой связана картина.

Если вам понравилась статья, пожалуйста, подпишитесь на канал и поставьте лайк! Это очень мотивирует меня выкладывать новые посты:) Благодарю.

***

#картины #искусство #живопись #картина #художник #мировое искусство #картины со смыслом #скрытый смысл #изобразительное искусство