Политика в области здравоохранения строится по общим для всех отраслей лекалам, смысл которых сводится к тому, что необходимо отлаженное взаимодействие федерального и регионального правительства. Как показывает опыт последних пяти-шести лет, регионам далеко не сразу удается правильно синхронизировать ритмы, в которых работают правительства и местные структуры власти.
История с пандемией коронавируса сильно активизировала гармонизацию взаимодействия этих механизмов в сфере здравоохранения, причем, не планового, а экстраординарного порядка, поскольку эпидемия COVID-19, хоть она и продолжается несколько лет, по-прежнему остается экстраординарным явлением.
Последние новости, связанные со здравоохранением в Нижегородской области (в частности, с выделением дополнительных средств на закупку лекарств для льготников и больных коронавирусом), показывают, что региональному правительству вполне удается стыковаться с федеральным правительством, выполнять необходимые требования, включая свои проекты и программы в единую систему планирования.
Эта синхронизация не во всех регионах и не по всем отраслям происходит гладко, и в таких случаях случаются срывы сроков сдачи объектов или финансирования региональных программ. Но что касается Нижегородской области, особенно здравоохранения, здесь формат взаимодействия регионального и федерального правительства отлажен очень хорошо.
Еще одна иллюстрация вышесказанного – капитальный ремонт детской областной больницы в Нижнем Новгороде, на который федерация выделяет почти два миллиарда рублей, а регион направляет средства на разработку проектно-сметной документации.
Имеющиеся мощности системы здравоохранения должны быть в хорошем состоянии. В том числе и для того, чтобы в чрезвычайной ситуации можно было легко перераспределять койко-места под лечение других видов заболеваний. Хорошее состояние, современное оборудование и гибкость управленческих структур – это тоже очень важная вещь.
Если год назад было принято считать, что коронавирус – это болезнь пожилых, то теперь становится понятно, что и дети попадают в зону риска, поэтому мощности детского здравоохранения тоже должны отвечать запросам, которые возникают в рамках «ковидной» темы.
Андрей Дахин, профессор НИУ РАНХиГС