Начало года — это время чайной статистики. В прошлых «Параферналиях» мы сказали несколько слов о японском зеленочайном экспорте. Который, напомним, в прошлом году составил шесть с небольшим тысяч тонн. При общем производстве чая в Японии порядка 80-85 тысяч тонн в год. Запомните эти данные. Япония в чайной культуре страна, конечно, заметная — но по объемам производства чая это страна совсем небольшая и уступает, например, Бангладеш и Турции.
Ну а сегодня мы поговорим о статистике реальных чайных монстров: Индии, Кении и Шри-Ланки. Начнем с «маленькой» Шри-Ланки. Которая в 2021 году произвела 300 тысяч тонн чая, 230 тысяч тонн чая экспортировала, заработав на этом примерно 1,3 миллиарда долларов. Ланкийская чайная индустрия преодолела ковидный спад, производство и экспорт чая начали расти — и это всех на Шри-Ланке страшно радует. Проблемы там, конечно, тоже есть — чайные плантации стареют, недавние попытки отказаться от сельхозхимии ударили по их эффективности, себестоимость у цейлонского чая весьма высока, конкуренты давят. Но бодрости духа ланкийские чаеводы не теряют и смотрят в будущее со сдержанным оптимизмом. Надеясь, кроме всего прочего, и на имидж цейлонского чая как самого чистого массового чая в мире.
Основным конкурентом Шри-Ланки на мировом чайном рынке считается Кения. Которая в прошлом году произвела 533 тысячи тонн чая. А экспортировала — 558 тысяч тонн. Такая любопытная ситуация, когда экспорт превышает собственное производство, объясняется очень просто — Кения продает практически весь африканский чай. Потому что в Кении есть порт с развитой инфраструктурой для чайной логистики. И доблестным чаеводам Руанды, Танзании, Уганды или Малави просто некуда деваться, они вынуждены продавать свой чай в Кению, ну а Кения уже продает его куда-нибудь подальше. Интересно также, что экспортировав в два раза больше чая, чем Шри-Ланка, Кения заработала на этом экспорте меньше денег — 1,2 миллиарда долларов против 1,3. Что как бы намекает на цену кенийского чая. Еще одним интересным нюансом кенийской чайной статистики является то, что собственное производство чая в Кении за последний год сократилось на 30 тысяч тонн, а экспорт чая вырос на 40 тысяч тонн. Дорога рождает богатство, перепродавать выгоднее, чем производить — ну и все такое прочее.
Ну а главным монстром мирового чайного рынка является, конечно, Индия. Смотрите. Шри-Ланка производит в год примерно 300 тысяч тонн чая, Кения — примерно 530 тысяч тонн чая, а Индия произвела в 2021 году примерно 1,3 миллиона тонн чая. Это чуть больше, чем в 2020 году, но чуть меньше, чем в доковидном 2019 — от коронавирусных последствий индийская чайная индустрия еще до конца не оправилась. Цены на индийский чай за последний год выросли на 10% и в среднем по Индии составляют 2,5 доллара за килограмм. Ну то есть объем индийского чайного рынка в деньгах составляет примерно 3,25 миллиарда долларов. Это весь рынок, а не только экспорт, как в Кении или на Шри-Ланке. Впрочем, с учетом небольших объемов внутреннего потребления чая на Шри-Ланке и в Кении их экспортную выручку можно в первом приближении считать равной всему объему чайного рынка. Индия в этом смысле сильно отличается от Кении и Шри-Ланки — там развито внутреннее потребление чая и на экспорт уходит всего около 200 тысяч тонн чая в год — примерно 15% от всего производства. А выручка от индийского чайного экспорта составляет примерно 800 миллионов долларов в год.
Короче говоря, если брать большую чайную тройку Индия — Кения — Шри-Ланка, то больше всего чая в этой тройке производит Индия, больше всего экспортирует — Кения, а больше всего зарабатывает на чайном экспорте — Шри-Ланка. Такая вот занимательная статистика.
Ну и, конечно, не нужно забывать, что на мировом чайном рынке есть игрок вне категорий — Китай. Который производит в год примерно 3 миллиона тонн чая и объем чайного рынка которого оценивается в 20-25 миллиардов долларов. Причем почти весь этот рынок — внутренний, объем китайского экспорта обычно оценивают в 10-15% от объема китайского производства чая. Фактически, китайского чая больше, чем всего остального чая в мире вместе взятого. И денег на китайском чайном рынке тоже вертится больше, чем на рынках других чаепроизводящих стран. Причем в разы.
И это, на самом деле, замечательно. Потому что такой объем внутреннего чайного рынка — самая надежная защита китайского чайного разнообразия, которое нам всем так нравится.