388,7K подписчиков

Дождались. В России достраивают круглогодичную дорогу на Чукотку

107K прочитали

Чукотка всегда казалась далёким, отрезанным от всей России регионом. Как остров, на который можно попасть только на самолёте или корабле.

Однако, тихо и незаметно, это остров буквально "пришвартовался" ко всей стране и скоро туда можно будет добраться на автомобиле практически в любое время года.

Начался процесс "швартовки" еще в 2012 году, когда было принято решение построить трассу под номером 77К-022. Да, номер дороги не так прост, как какой-нибудь "М-4" или "Е-115", но так ведь и условия строительства непростые!

Вечная мерзлота, очень снежные зимы, куча рек и озер, горы, болота... Всего около 1400 километров – и это только по территории Чукотки.

Чукотка всегда казалась далёким, отрезанным от всей России регионом. Как остров, на который можно попасть только на самолёте или корабле.

Еще 830 километров эта дорога проходит по Магаданской области. Но уже с другим, не менее сложным номером, – 44Н-3. Этот участок начали строить в 2015 году.

Чукотка всегда казалась далёким, отрезанным от всей России регионом. Как остров, на который можно попасть только на самолёте или корабле.-2

В конечно итоге магаданский участок выходит к трассе "Колыма". Это уже готовая асфальтированная дорога от Якутска (Нижнего Бестяха) до Магадана длиной свыше 2000 км.

Чукотка всегда казалась далёким, отрезанным от всей России регионом. Как остров, на который можно попасть только на самолёте или корабле.-3

Ну, а уже "Колыма" через автодорогу "Лена" соединяется с основной дорожной сетью России.

Чукотка всегда казалась далёким, отрезанным от всей России регионом. Как остров, на который можно попасть только на самолёте или корабле.-4

Подробнее о маршруте

Итак, давайте еще раз пробежимся по всем пунктам, которые нужно будет преодолеть на пути к Чукотке.

  1. Сначала нужно будет доехать по асфальтированной "Лене" до Якутска
  2. Оттуда порядка 1700 км по асфальтированной "Колыме" до поворота на Чукотку
  3. Затем через поселки Омсукчан и Омолон выйти на Анадырь (столицу Чукотки). Этот участок имеет протяженность 2200 километров и асфальт там имеется далеко не везде, а точнее – почти нигде :)
Итого получается около 3900 км от Якутска до Анадыри
Итого получается около 3900 км от Якутска до Анадыри

Вместо асфальта там – уплотненное дорожное покрытие (гравий) с некоторыми связующими добавками. По крайней мере, именно так задумывалось по проекту. Добрались ли связующие добавки до дороги в конечном итоге – не уточняется.

Ширина проезжей части – около 4-5 метров (ширина земляной насыпи – 8 метров), чего примерно соответствует одной полосе движения. Чтобы разъехаться двум грузовикам понадобится использовать специальные карманы, которые на дороге тоже предусмотрены.

Фото со строительства дороги. Взято из журнала "Транспортная стратегия 21 века"
Фото со строительства дороги. Взято из журнала "Транспортная стратегия 21 века"

Кроме того, дорога оборудована дорожными знаками, указателями, столбиками километража и даже снегозащитными сооружениями (чтобы не заметало).

Почти вся трасса лежит на вечной мерзлоте, что обеспечивает ее устойчивость. Чтобы мерзлота не таяла, строители не трогали слой мхов и лишайников, которыми обильно покрыта тундра – они работают как теплоизоляторы.

Гравий насыпался прям поверх этой подстилки. Добывали гравий, кстати, прямо вдоль дороги.

Так выглядит дорога на Чукотку
Так выглядит дорога на Чукотку

Текущее состояние

Да, дорога, как видим, пока еще далека от идеального шоссе. Впрочем, Москва не сразу строилась. Трасса "Колыма" (Якутск-Магадан) раньше тоже была простой гравийкой, а сейчас там асфальт.

Да что там "Колыма"... Еще 25 лет назад главная дорога Омск-Новосибирск (т.е. артерия между двумя миллионниками) представляла из себя смесь грунтовок и гравиек. Люди там порой на Камазах застревали... А сейчас это самое обычное шоссе.

Так что и на Чукотку рано или поздно проложат асфальт. Строящаяся гравийка – это как первый, "пионерский" вариант. Сейчас главное пробить основной путь, построить мосты и т.д. А дальше уже расширять полотно и укладывать твердой покрытие.

А природа там вокруг первозданная
А природа там вокруг первозданная

Все работы планируется завершить в 2024-м, то есть уже через два года. Сейчас достраиваются отдельные участки (буквально несколько десятков километров) и некоторые мосты.

Так что, через пару-тройку лет нужно брать внедорожник, цистерну с соляркой, два мешка еды – и пробовать пробиваться на Анадырь :)