Блестящая виолончелистка Жаклин Дю Пре (1945 - 1987) была вундеркиндом в детском возрасте. Однажды в возрасте шести лет она бежала, держа виолончель над головой, по направлению к концертному залу, где в тот день была одной из исполнительниц.
Она улыбалась, смеялась и бежала. Дворник, полагая, что она, должно быть, только что выступила, испытывая облегчение и радость от того, как у неё это получилось, сказал ей: «Ты, должно быть, только что удачно выступила? Поздравляю!». Но она ответила: «Я ещё не выступала. Я только собираюсь!».
Неважно, что сегодня мало кто помнит её имя. Она умерла в возрасте 42 лет в 1987 году.
Но в тот день, в возрасте шести лет, она была так взволнована перед своим выступлением, что бежала к чему-то. Она бежала к захватывающему, неопределенному или даже пугающему будущему («Я должна выступить и обрести успех!»), а не к облегчению или удовлетворению от хорошо выполненной работы.
Какова мораль этой притчи? Ваша задача не в том, чтобы ежесекундно думать о будущих поколениях. Это не значит, что вы не можете оглянуться назад и сказать: «Вот хорошо сделанная работа». Но «завтра» бессмысленно. Вместо этого вы должны бежать к чему-то именно сегодня. Каждый день вы должны к чему-то бежать. Смеющийся, счастливый и взволнованный человек. Вы собираетесь выступать!
По материалам поста (англ.).
Мнения комментаторов
Я хочу быть самим собой здесь и сейчас. Меня это ужасно беспокоит — больше, чем я хотел бы признаться себе или другим. И что бы вы ни говорили себе, вас это тоже беспокоит, причем гораздо больше, чем вы хотели бы себе признаться.
Диссонанс между человеческим стремлением к бессмертию и реальностью смерти лежит в основе всей человеческой духовности и интеллектуализма. Любая попытка найти «смысл» или «цель» в жизни основана на нашем стремлении к бессмертию. Мы хотим внести свой вклад в нечто «большее», чем мы сами.
Религия и политическая идеология — два популярных пути поиска «смысла» и «цели». Первый более популярен, поскольку его легче усвоить и в нём труднее разочароваться. Последнее нравится тем, кто хочет альтернативы.
Поэтому неудивительно, что все религии сосредоточены на загробной жизни, а политические идеологии зациклены на идее создания «лучшего мира для наших детей». Оба способа позволяют людям поддерживать веру в то, что их жизнь имеет смысл, выходящий за рамки обыденного.
Да, нас всех очень беспокоит знание того, что наше существование вскоре будет забыто после нашей смерти. И из-за этого мы отчаянно цепляемся за всё, что обещает расширить наше «влияние» после нашей смерти, будь то религия, политика или даже просто воспитание детей.
Вы никогда не будете моложе или дальше от смерти, чем вы есть в этот самый момент. Ту часть вас, которая остаётся после всего этого, мы любим называть «смыслом» и «целью».
***
Наше тщеславие и осознание собственной важности довольно ничтожны. Однако вы можете утешаться тем, что во Вселенной ничего не создаётся и не теряется. Вся материя и энергия, благодаря которым вы существуете, останутся частью вселенной и после вашей смерти. Все атомы повторно используются, а энергия передаётся. Даже если вы уже «разобраны», то всё равно по-прежнему находитесь здесь, как часть других вещей. Так что вы навсегда являетесь частью вселенной, в разных формах. Может быть, не частью живых существ, но всё же частью целого. Может быть, это что-то значит...
Ничего не имеет значения. Всё имеет значение. Своими действиями, какими бы маленькими они ни были, я оставляю после себя что-то, что безвозвратно изменяет Вселенную. Именно поэтому всё, что я делаю, имеет значение. Каким бы маленьким ни был ваш вклад, он останется навсегда, даже после вашей смерти.
***
Большинство людей забывают вас через десять минут после встречи с вами. В масштабах истории, какая разница, наступит ли забвение через десять минут, через поколение или через десять тысяч лет? Ваше желание запомниться кому-то не имеет большого значения — нравится вам это или нет.
Я умру, и в любом случае от того, помнят меня или нет, для меня ничего не изменится. Невозможно заботиться о чём-то, когда вы мертвы.