Сегодня мы представляем гравюру с картины венецианского художника Якопо Гуараны (1720-1808) «Зефир и Флора», иллюстрирующую миф о том, как нимфа Хлорида была превращена силой любви бога ветра Зефира в богиню весны Флору. Этот сюжет пользовался большой популярностью в европейском искусстве, так как мифологические мотивы были очень распространены и соответствовали стилю барочно-рокайльной эпохи.
Якопо Гуарана получил известность в середине и во второй половине XVIII столетия. Уроженец Вероны, он обучался живописи у таких мастеров как Себастьяно Риччи, Джованни Баттиста Тьеполо, принадлежал к числу тех, кто стоял у истоков основания академии венецианской живописи и скульптуры, был членом флорентийской и болонской академий. Известно, что в 1750-60 годы ему поступало большое количество приглашений, в том числе и от русской императрицы Елизаветы Петровны. В Петербурге с именем художника связано 12 произведений - это панно, плафоны, десюдепорты, все они хранятся в императорских дворцах Санкт-Петербурга.
В собрании музея-заповедника находятся пять офортов с собственных рисунков Якопо Гуараны, отпечатанных в Венеции. Рассмотрим «Зефира и Флору». В центре композиции изображена римская богиня Флора в виде полуобнаженной девушки, окутанной тканью, которая спадает по ее фигуре мягкими складками. Её волнистые волосы украшают цветы и травы, а пальцы удерживают венок и край одежд. Она мило улыбается, глаза стыдливо опущены. Грудь и нога богини обнажены.
Зефир изображен рядом, за спиной возлюбленной, в образе юноши с крыльями пестрой бабочки. Он ласкает легким ветерком из своих раздутых щек локоны супруги, словно опыляя цветочный бутон нежными порывами прикосновений. И все было бы хорошо, если бы не желание Зефира уделить внимание другим женщинам. Взгляд любвеобильного юноши направлен в сторону группы из сатира и двух нимф.
Одна из них, изображенная с корзиной цветов в руках, посылает кокетливый взгляд Зефиру, это замечает сидящий рядом Сатир с бубном, перед которым раскинулась еще одна нимфа.
Но парящие в небе легкие и невесомые амурчики напомнят непостоянному и беспечному Зефиру об избраннице. В качестве свадебного подарка молодой муж преподнесет своей очаровательной жене вечную Весну, и Флора станет богиней юности и природы.
Брачный союз Зефира и Флоры символизирует весенний расцвет природы. Недаром, термином «Флора» называют растительный мир.
М.Ю. Казакова, научный сотрудник, хранитель коллекции «Изобразительные материалы» музея-заповедника «Горнозаводской Урал», искусствовед