Многие видели, как пассажирские самолёты взлетают и заходят на посадку с включённым светотехническим оборудованием. Особенно это хорошо видно, если у вас дача возле аэропорта. При этом на самолётах работают как светосигнальные огни, так и осветительное оборудование. Однако современные взлётно-посадочные полосы (ВПП) хорошо освещены, и поэтому непонятно, зачем их нужно дополнительно освещать фарами самолёта.
Мы проконсультировались с лётчиком гражданской авиации. И как выяснилось, самолёт с неисправными фарами даже не сможет подняться в воздух. Ему просто не дадут это сделать.
А всё потому, что система внешнего освещения очень важна для пассажирских самолётов. Это связано с тем, что заход на посадку может вообще осуществляться только по прибором, потому что с воздуха огней ВПП можно и не разглядеть. Такое возможно в условиях сильного снегопада или тумана. И в таком случаи мощные лучи фар самолёта способны осветить поверхность ВПП.
Обычно все фары самолётов подразделяются на посадочные, рулёжные и посадочно-рулёжные фары. Также на пассажирских самолётах есть фары освещения передней кромки крыла, фары подсветки эмблемы, воздухозаборников и т. д.
При этом нужно отметить, что к сожалению в регионах не все ВПП освещены так, как хотелось бы пилотам.
Зачастую в малонаселённых пунктах просто экономят на строительстве ВПП, делая поверхность слабо освещённой. Это заметно отличается, когда в тёмное время суток взлетаешь из крупного города, а заходить на посадку приходится в региональном аэропорту. И вот как раз в этом случае включённые фары самолёту просто необходимы.
Есть также у фар ещё одна важная функция, и связана она с тем, что некоторые из них крепятся прямо на стойке передних шасси.
Когда мы выпускаем шасси, то вместе с появлением передней стойки появляются и фары. Диспетчер аэропорта видит эти фары визуально и понимает, что передние шасси успешно выпущены. Если же он эти фары не увидит, то тут же доложит командиру воздушного судно о неисправности передней стойки. И тогда уже мы будем принимать решение, как садиться.
Дальнобойность современных фар достигает 1 - 1,5 км, а их мощность около 70 Вт. В последнее время их массово меняют с галогенных на светодиодные. Надёжность светодиодов делает лампы этих фар практически безотказным, что повышает безопасность при заходе на посадку и при рулении.
Посадочно-рулёжные фары зачастую снабжены механизмом их выпуска и уборки. В убранном состоянии они складываются, образую аэродинамически гладкую плоскость вровень с алюминиевыми панелями самолёта. В выпущенном состоянии они появляются и освещают ВПП для более безопасной рулёжки.
Плюс ко всему включённые фары вместе с аэронавигационными огнями позволяют сделать самолёт заметнее в воздухе и на земле.