Тема команды очень актуальна, когда начинаешь новый проект, ставишь интересную задачу. Кто же должен сидеть в твоей лодке, разговор о которой завели в прошлый раз. Мы выяснили, что эти люди должны разделять ваши ценности, но какие они должны быть давайте разберемся в этой статье.
Очень люблю эту тему, когда мы ее проходим со студентами. Подход у меня следующий - предлагаю назвать, так сказать, амплуа игроков команды, которые необходимы для достижения цели проекта. Проекты могут быть абсолютно разные для студентов это социальные проекты или грантовые, на работе мы с наставниками технопарка реализуем образовательные проекты, сам работал с командой с которой реализовывали федеральный проект в своем регионе и так далее. Но из своего опыта я понял, что независимо от того какой проекты, роли командных игроков они повторяются. На вопрос какие это роли студенты отвечают, описывая функционал, а взрослые уже говорят должностями.
Обязательно для достижения высоких результатов, команде нужны разные типажи, которые будут создавать из нее единое целое. Давайте разберемся с названием роли, функционалом и личностными характеристиками, которые для этой роли соответствуют.
Руководитель проекта, самый главный в проекте, тот человек на футболке которого написано “отвечаю за все”. Это тот человек, который принимает решения, кто ведет команду личным примером, который понимает главную цель и как к ней привести свою команду. А вот наиболее важное личностное качества для руководителя - это умения принимать решения и брать на себя ответственность. Я всегда думал, что такое быть ответственным и вот однажды во время чтения книги я словил инсайт: если команда не достигла результата, ошиблась и проиграла, вот истинный лидер и руководитель, это тот человек берет вину на себя (ему должно быть вероятно очень паршиво), и он готов все исправлять. Это как Стив Джобс, который назначил себе оклад в 1 доллар при возвращении в Apple.
Генератор идей, обожаю этого человека, это то, кто придумывает невероятные решения, разрабатывает идею проекта, понимает, как он должен быть реализован, может о проекте говорить без конца, во время презентации может очень увлеченно рассказывать, очень обижается если получает критику. Не всегда может оценить ресурсы для создания проекта и продумать условия реализации. Генератор должен обладать широким кругозором, интеллектуален разбирается в трендах.
Исполнитель — это та рабочая лошадка, на которых держится проект. Очень ответственен, всегда задает много вопросов о том, как все должно быть сделано, знает все о содержании работы, абсолютно не любит ничего менять, консервативен. Это член команды всегда очень волнуется, если, что-то начинает идти не по плану, но очень трудолюбив, всегда все доводит до конца его вдохновляет сам процесс. Это те ребята, которые выполняют 80% всей работы, задача руководителя, чтобы у них были все ресурсы для комфортной работы.
Контролер — это тот человек, которому можно поручить проверку всех контрольных точек, очень ответственный, дотошный, внимательный к мелочам. Обычно задает много вопросов на стадии разработки проекта, внимателен к буквам и цифрам, проверяет соответствие законодательству. Хорошо работает с бумагами, сосредоточен.
Вдохновитель – душа, компании рубаха-парень, всегда позитивен, подбадривает коллег, для него никогда не возникает трудностей в работе, хорошо общается, найдет общий язык с любым, может поддержать в трудную минуту, хорошо выступает. Эмоционален, не конфликтен, но бывает обидчив, очень открыт. У него все хорошо с эмпатией и эмоциональным интеллектом, всегда очень тонко чувствует коллег.
Добытчик — это человек занимается поиском ресурсов, достать все необходимое для реализации проекта это для него самое важное. Обычно азартен, и поиск ресурсов для него — это определенный вызов, на который он бросается с рвением, очень бережлив, собственник, после того как ресурс добыт, может потерять интерес к проекту. Для него очень важно, чтобы у команды было все необходимое для реализации проекта.
Это даже не исчерпывающий список, но самые главные роли здесь представлены, это может быть команда проекта, административный корпус организации, или это отдел, которому можно поручить самую сложную задачу. Конечно, это идеальный вариант, когда в команде есть все эти роли, и люди которые их исполняют, но некоторые роли могут выполняться одним человеком, самое главное, чтобы не было конфликта интересов и конфронтации личностных качеств. Например, генератору идеи будет сложно придумывать, что-то нереальное, если он будет ограничен в ресурсах.
Посмотрите на свои команды и скажите есть ли у вас такие игроки в комментариях, в моей команде точно есть.
Будем образовываться дальше.