Victor AX-990 выпускался с 1986 года и был одним из топовых в продукции Victor. Мне попался некопаным, в неплохом техническом состоянии. Сервис мануала на него нет, сходства с AX-900 или AX-1000 у него тоже
никакого нет, поэтому разбираться с ним нужно без схемы, если что-то неисправно. Но ремонтопригодность у AX-990 намного лучше, чем у указанных выше аппаратов, поэтому работать с ним без сервис мануала вполне можно.
Усилитель имеет достаточно мощный БП, с двумя емкостями по 18000 мкФ\71 В в фильтре питания. Он отделен от сигнальной части радиатором охлаждения, делящим внутреннее пространство корпуса пополам.
На выходе по две пары оконечных транзисторов, что вполне понятно при указанной выходной мощности. Эмиттерные резисторы цилиндрической формы - видел их, чаще всего, именно в усилителях Victor\JVC.
Параметры усилителя, заявленные производителем:
Номинальная выходная мощность:
140 Вт +140 Вт (1 кГц, 6 Ом) при Кг = 0.0007%
130 Вт +130 Вт (20 Гц-20 кГц, 6 Ом) при Кг = 0.005%
110 Вт +110 Вт (20 Гц-20 кГц, 8 Ом) при Кг = 0.003%
Ступенчатый аттенюатор на три положения: 0 дБ, -6 дБ, -12 дБ
ММ корректор: 20 Гц - 20 кГц, выход 5 В, Кг = 0.002%
МС корректор: 20 Гц - 20 кГц, выход 5 В, Кг = 0.003%
Отклонение АЧХ от кривой RIAA: +\- 0.2 дБ
Интермодуляционные искажения (60 Гц + 7 кГц, 4:1) для линейных входов: 0.001 % при номинальной мощности на нагрузку 8 Ом
Полоса мощности: 7 Гц - 60 кГц (8 Ом, Кг 0.05%)
Диапазон частот: 3 Гц - 100 кГц (+0 дБ\-3 дБ)
Коэффициент демпфирования: 150 (1 кГц, 8 Ом)
Входная чувствительность:
ММ корректор: 2.5 мВ\47 кОм
МС корректор: 0.2 мВ\470 Ом
Линейные входы CD2, Tuner, AUX, DAT, Tape 1, Tape 2: 200 мВ\43 кОм
CD1: 200 мВ\220 кОм
Максимально допустимое входное напряжения для корректора винила:
ММ секция: 140 мВ (Кг = 0.002%)
МС секция: 11 мВ (Кг = 0.003%)
Соотношение сигнал\шум:
ММ корректор: 86 дБ (IHF), 81 дБ (EIAJ)
МС корректор: 70 дБ (IHF), 74 дБ (EIAJ)
Линейные входы CD2, Tuner, AUX, DAT, Tape 1, Tape 2: 110 дБ (IHF), 100 дБ (EIAJ, ступенчатый аттенюатор в положении -12 дБ)
CD1: 106 дБ (IHF), 100 дБ (EIAJ, ступенчатый аттенюатор в положении -12 дБ)
Глубина регулировки тембра:
НЧ: 100 Гц +\- 8 дБ
ВЧ: 10 кГц +\- 8 дБ
Сабсоник фильтр: 18 Гц, спад -6 дБ на октаву
Тонкомпенсация: +4 дБ, 100 Гц
Средняя потребляемая мощность: 230 Вт
Габариты: 435 мм х166 мм х 444 мм
Вес: 15 кг
Параметры высокие, как можно видеть. Что интересно, вход CD-1 имеет отдельный дифференциальный входной каскад на небольшой плате, впаянной в основную, а селектор входов переключает каналы не на самом входе, сразу после RCA разъемов, а уже после буферных и усилительных каскадов.
На усилителе красуется надпись "Digital", но у него нет встроенного ЦАП, просто маркетинговый ход с информацией, что усилитель оптимизирован для использования с цифровыми источниками сигнала.
В целом, оснащен аппарат неплохо: регулятор громкости с плавной регулировкой и ступенчатым ослаблением сигнала (на 6 дБ или на 12 дБ), регулятор баланса, отключаемые темброблок и тонкомпенсация, сабсоник фильтр, ММ и МС корректор, 5 линейных входов (AUX на лицевой панели) и коммутация для двух магнитофонов (еще два линейных входа дополнительно), режим Line Direct, селектор записи, коммутация двух пар АС, выход на наушники.
Входные\выходные разъемы крупнее:
Усилитель был рабочий, но с настолько окисленными всеми контактными группами в реле и переключателях, что больше хрипел и скрежетал, чем играл. И не работал дифференциальный вход CD-1. Реле, через которые проходит аудиосигнал, в усилителе три - два сильноточных в защите АС, а третье, слаботочное, работает только на наушники. Оно спрятано под передней панелью и сразу его не видно:
Контакты этого реле были наиболее окисленные и почти не пропускали сигнал.
Регулятор громкости не шуршал - оригинальный ALPS RK-27 свой ресурс еще не выработал. Такие уже давно не выпускают - сейчас, если вал ребристый, то это точно не оригинал. Оригинальные ALPS RK-27 в настоящее время производятся только с гладким валом. Что хорошо - этот регулятор без 4-го контакта и если нужно заменить РГ, то не придется заморачиваться поиском 4-х выводных, с дополнительным контактом на цепи тонкомпенсации - они тут выполнены без привязки к четвертому выводу потенциометра. Единственное, нужно будет переделывать крепление ручки громкости под гладкий вал (если менять на такой-же RK-27, только свежего выпуска.
После профилактики послушал, конечно. Это хороший усилитель, уровня чуть ниже Sansui AU-D907, наверное, с более сухим звучанием и немного упрощенным. Оконечный усилитель заявлен работающим в классе "Dynamic Super A" - мизерный ток покоя и схема активной борьбы с коммутационными искажениями, которые еще известны как "искажения типа ступенька". В принципе, так делали многие производители - аналогичные приемы были и у Technics, и у Dual - что вспомнилось сразу. По мне, так лучше ток покоя увеличить, чем так извращаться:).
Слушать его комфортно, музыкальное разрешение вполне приличное, но фундаментальности, масштабности маловато, как мне показалось. Встроенный виниловый корректор не тестировал - мало времени было, но думаю, что в этом, ориентированном на цифру аппарате, корректор в виде опции "чтоб было", скорее всего.
Статья написана на основе личного опыта. Все фото мои.
Сборники статей по теме Аудио:
Добавил эту статью сюда: Винтажные полные усилители в моих обзорах
Цифровые источники звука в моих обзорах
Оконечные и предварительные усилители в моих обзорах
Мои статьи о винтажных проигрывателях винила
Мои статьи о винтажных ресиверах
Мои статьи об импортных винтажных магнитолах
Мои статьи о катушечных магнитофонах
Мои статьи про аудио аппаратуру из СССР
Мои статьи о винтажных тюнерах и портативных приемниках
Ламповые усилители в моих обзорах
Все публикации по теме: https://zen.yandex.ru/prophetmaster_audio
С уважением, О. Шаманков ( Prophetmaster )
#victor #jvc #винтажная аудиотехника #prophetmaster audio #prophetmaster