Найти тему
Антикварная Кубань

Завоевание Бастилии. Почему штурм заброшенной крепости стал символом французской революции

Оглавление

В июле 1789 г. в Париже нарастало недовольство. Положение жителей было совершенно ужасным. Подорожал хлеб, увеличилось количество безработных на улицах. Кроме того, в течение некоторого времени вокруг города собиралось все больше и больше войск по приказу короля Людовика XVI (правившего с 1774 года).

Изображение Яндекс Картинки. Взятие Бастилии.
Изображение Яндекс Картинки. Взятие Бастилии.

Увольнение министра Неккера

Население с интересом следило за новостями из близлежащей столицы Версаля. Произошел конфликт из-за Генеральных штатов, созванных правителем в связи с экономическим кризисом, то есть собранием представителей знати, духовенства и третьего сословия (включая остальную часть общества).

Парижане с энтузиазмом приветствовали восстание последнего против монарха, которое произошло в июне. И когда делегаты третьего государства признали себя Национальным собранием и заявили, что будут работать над принятием первой французской конституции, появилась надежда на реальные изменения в закостеневшем государстве.

Относительный мир сохранялся только до тех пор, пока Людовик шел на уступки. Однако это было очевидное затишье. Достаточно было искры, чтобы вызвать настоящую бурю. Это была отставка популярного министра финансов Жака Неккера, объявленная 11 июля, что было расценено как начало того, что король заставил замолчать начавшийся процесс реформ.

Изображение Яндекс Картинки. Министр Жак Неккер
Изображение Яндекс Картинки. Министр Жак Неккер

Марш на Бастилию

Первые беспорядки произошли в Париже 12 июля; через день они усилились. 14 июля разъяренная толпа жителей думала только об одном: как лучше вооружиться против королевских войск, которые должны прибыть в любой момент?

Во время выступлений штурмом подверглись различные парижские здания, военные и административные штабы. Утром 14 июля был разграблен Дом Инвалидов, госпиталь и гостиница для ветеранов войны, в подвале которого было обнаружено 28 000 единиц огнестрельного оружия, мечей и сабель, а также пушки, которые позже были использованы для штурма Бастилии.

Кто первым бросил лозунг идти к Бастилии? Некоторые исследователи утверждают, что именно журналист и политик Камиль Десмулен уже 12 июля призвал к изъятию оружия, якобы хранившегося в крепости. Другие утверждают, что это была массовая реакция на распространяющиеся слухи о том, что пушки в крепости были нацелены на улицы Парижа и готовы к стрельбе.

Каждая из этих тем была бы одинаково хороша. Тем более, что ненавистных зданий в городе, наверное, больше не было.

Изображение Яндекс Картинки. Камиль Демулен - политик и журналист
Изображение Яндекс Картинки. Камиль Демулен - политик и журналист

Почему Бастилия?

Хотя в 1789 году Бастилия уже миновала свои «славные» времена и в крепости находилось всего семь заключенных, она все еще была для парижан символом королевского деспотизма. Это правда, что она была построена для защиты города в четырнадцатом веке, когда подобные постройки стояли на страже многих французских центров.

Однако примерно с середины 15 века ее защитная функция стала уступать место репрессивной: Бастилия постепенно превратилась в королевскую тюрьму. Этот процесс усилился во времена Людовика XIV, правившего в 1638–1704 годах. Как рассказывают историки Ханс-Юрген Люзебринк и Рольф Райхардт:

Под личным правлением Короля-Солнца не только мятежные аристократы и шпионы, но и лояльные подданные были заключены в Бастилию, если, подобно управляющему финансами Фуке, они спровоцировали короля или, как многие протестанты, отказались от присяги, признав исключительная легитимность католической религии.

Вскоре чудовищное сооружение стало для парижан воплощением королевской несправедливости и террора. Сатирик Клод Ле Пети в брошюре 1688 года, нацеленной на Людовика XIV, назвал это место местом, которое «заставляет всех трепетать».

Изображение Яндекс Картинки. Король Франции Людовик XIV.
Изображение Яндекс Картинки. Король Франции Людовик XIV.

«Бастилия, по крайней мере, среди высших слоев общества, считалась «торговой маркой» абсолютизма во Франции и злоупотребления властью, - объясняют Люсебринк и Райхардт.

В XVIII веке этот образ был еще сильнее благодаря нескольким бывшим заключенным, которые решили нарушить клятву молчания, к которой они были вынуждены, и опубликовали свои мемуары. Общественность подробно (хотя и не всегда) узнала о том, какие физические и психологические пытки ожидали заключенных.

Незаметная победа

Плохая слава крепости сохранилась, хотя Людовик XVI не использовал ее в той же степени, что и его предшественники. 14 июля 1789г. прозвучал призыв «в Бастилию!».

Интересно, что победа, достигнутая после нескольких часов хаотичного боя, и взятие крепости изначально не считалось прорывом. Разумеется, освобождение нескольких человек и поражение нескольких десятков больных охранников следует считать ничтожным успехом.

Линчевание командующих крепостью, чьи головы на пиках носили по улицам Парижа, тоже не было поводом для гордости. Захват Бастилии не остановил даже боевые действия в самом Париже. В последующие дни произошли новые стычки и линчевания.

Изображение Яндекс Картинки.
Изображение Яндекс Картинки.

Однако со временем все больше и больше внимания уделялось символическому измерению этого события. «Конец этого чудовищного городского, политического и человеческого анахронизма по самой своей природе должен ознаменовать приход свободы», - комментирует историк Франсуа Фюре.

Весть о взятии Бастилии произвела впечатление и на самого короля. Через два дня Жак Неккер вернулся в правительство. Однако было уже поздно - революцию уже нельзя было остановить.

Друзья, оставляйте комментарии, обсудим. От вас также подписка, лайк и репост! Читайте также наш сайт "Антикварная Кубань".