Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

Пародия на стиляг в «Королевстве кривых зеркал»

В детских фильмах, созданных в советскую эпоху, часто попадаются моменты, понятные и – смешные взрослому человеку. Например, в киносказке «Огонь, вода и медные трубы» (1967) герой читает Морскому Царю книжку о приключениях майора Пронина, в «Приключениях Буратино» (1975) поются довольно серьёзные тексты Булата Окуджавы, а в «Новогодних приключениях Маши Вити» (1975) пародируются вокально-инструментальные ансамбли.

Вообще, насмешка над модой и юношескими вкусами «западного толка» проникали даже в сказочную реальность. Например, в экранизации повести Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал» (1963) есть один фрагмент, который был хорошо понятен в эру Оттепели. Толпа ярко и безвкусно одетой молодёжи сначала танцует истерический, дикий танец, в котором угадываются ритмы буги-вуги, а потом просит пустить их на королевский бал. «Мы – танцоры короля!» - кричит стадо.

  • Отрывок взят из видеоблога автора текста.

Вид их в целом выпадает из эстетического ряда «Королевства…» (всех этих париков и фижм), равно как диссонирует и звукоряд. Изюминкой на торте выступает обезьяна, играющая на клавишном инструменте. Всё это – очередная пародия на западников-стиляг в том объёме, что был принят в хрущёвскую эпоху. Любителей заграничного «стиля» изображали похожими на мартышек – мол, они так же смешно кривляются и не хотят становиться людьми. Звучит и тема лодырей-тунеядцев.

Кадр из фильма «Иностранцы» (1961). Скриншоты.
Кадр из фильма «Иностранцы» (1961). Скриншоты.

Примерно такой же вид имели ребятки из короткометражки «Иностранцы» (1961) – нечто уродливо-несуразное и кричаще-убогое. Разумеется, нигде не служат и не собираются. Особенно хороша рыжая девушка по кличке Мэри - в разноцветной юбке-колокол и немыслимых бусах. Там журналист выдал себя за богатого американца Фрэнка, чтобы проникнуть в «логово» фарцовщиков и любителей рок-н-ролла. По сюжету он (издеваясь) учит их модерновому танцу, якобы, принятому в Америке.

  • Отрывок взят из видеоблога автора текста.

Ровно такие же обезьяньи телодвижения совершают персонажи детектива «Дело Пёстрых» (1958) на своей закрытой, «элитной» вечеринке - для сливок общества. Орут, машут руками-ногами, дёргаются в конвульсиях. Подражают зверушкам. При том, что на реальных стиляг все эти «танцоры короля» и мальчики-мажоры похожи мало – настоящего штатника (любителя Соединённых Штатов) удачно высмеяли только в одном сюжете - «Секрет красоты» (1955). Там Эдик вполне симпатичен, хотя, и жалок.

Карикатура начала 1960-х годов. https://www.pinterest.ru/pin/317785317433242797/
Карикатура начала 1960-х годов. https://www.pinterest.ru/pin/317785317433242797/

Интересно, что авторы музыкального фильма «Стиляги» (2008) взяли эти грубые, хотя и талантливые пародии за некий образец, но явили всё с другим знаком – канареечно-фиолетово-зелёные пиджаки объявили «борьбой с серостью», а обычных людей нарисовали одноцветно-скучными. Советская реальность была многообразнее штампов и карикатур - стиляга мог быть отличником, а любитель джаза - физиком-лириком, а не тунеядцем. А вот фарцовщик мог быть равнодушен и к джазу, и к буги-вуги, и даже к Америке - он просто наживался.

Zina Korzina (c)