Найти тему
ПоcтSтоика

Неожиданное путешествие галлов в Азию

Оглавление
Эта знаменитая статуя, известная как «Умирающий галл», на самом деле изображает галата. Статуя была изготовлена в честь побед Аттала I, лидера Пергама, над галатами около 230 г. до н.э.
Эта знаменитая статуя, известная как «Умирающий галл», на самом деле изображает галата. Статуя была изготовлена в честь побед Аттала I, лидера Пергама, над галатами около 230 г. до н.э.

Те, кто незнаком с экспансионистским нравом древних галлов, с удивлением узнают, что Милан когда-то был галльским городом (захваченным римлянами в 222 г. до н.э.). Еще более удивительно то, что Анкара, столица современной Турции, когда-то была галльской, а вся Центральная Анатолия была ядром Галатского государства — далекого форпоста западных кельтов.

Неожиданное путешествие

История о том, как галаты (самоназвание которых на анатолийском диалекте означает просто «галлы») оказались в Малой Азии, имеет множество крутых поворотов. Все началось, когда галльский вождь Бренн решил организовать военный поход с целью банального грабежа вглубь греческих территорий, и в 281 г. до н.э. повел большое войско на восток. Многие воины брали тогда с собой семьи и скот в надежде обосноваться на новых плодородных землях. В 279 г. до н.э. "Орда", вполне логично, разделилась, из-за разной мотивации, на переселенцев и грабителей, первые двинулись дальше на восток через Фракию. Вторые же во главе с Бренном продолжили свой путь на юг в сторону Дельф, где их рейд и благополучно закончился полным поражением от греков.

Переселенцам же на первых порах сопутствовала удача, потому что македонцев жизнь не готовили к такому, они не могли даже представить подобное массовое вторжение с другого конца континента. Однако, имея богатый опыт соседства с варварами (Македония на западе соседствовала с Иллирийцами, на востоке со Скифами, а на севере с Германцами), македонцы быстро оправились от первого удара и смогли вытеснить кельтов со своих земель. В итоге галлы оказались отрезаны от дома, в тупике, и на грани полной катастрофы, без всяких идей как спасаться.

Галатия на карте.
Галатия на карте.

Новый дом

Спасение пришло в образе царя Никомеда из Вифинии, правителя недавно возникшего царства на северо-западе Малой Азии. Никомед конфликтовал со своим братом за наследование престола. Он решил призвать галлов в Малую Азию как военных союзников. Несмотря на то, что отряд галлов составляли переселенцы, со всем вытекающим обозом, они смогли собрать порядка 10 000 воинов — чего оказалось более чем достаточно для решающей победы Никомеда в 278 г. до н. э. 

Правда сразу же после полноправного воцарения у Никомеда возникла новая проблема: что делать с галлами, ведь грекам они были совершенно не ко двору. Вполне логично, что тем нужно было прокармливать свою "Орду", и оставшись наедине со своими проблемами они прошлись огнем и мечом по всей Анатолии, грабя целые районы и требуя выкупы с крупных городов. 

В конце концов, царь Селевкидов Антиох I, номинальный сюзерен Малой Азии, решил, что пора бы навести порядок в своих западных сатрапиях, и отправился решать проблему с агрессивными "мигрантами". Армия Селевкидов, имея в составе слонов (которых кельты не видели раньше и не знали никаких контртактик против них) наголову разбили галлов. Те отступили в Анатолийское нагорье, откуда Антиох уже не смог выманить их на открытое сражение, и отступил, полагая дальнейшее преследование пустой тратой времени. Таким образом, галльские племена получили прекрасную возможность подчинить себе фригийцев и поселиться на их исконной территории, которая на долгое время стала называться Галатией. 

Галаты свергли фригийских вождей, не трогая в целом простых фригийцев. Они также оставили нетронутыми большие города, просто назначив в них управляющими своих людей. Сами же поселились на сельских фермах и деревнях, где оказались очень искусными земледельцами и успешно укрощали негостеприимную землю анатолийского нагорья.

Мраморная голова галатского воина. Поскольку греки Малой Азии гордились своими победами над этими свирепыми воинами, они часто увековечивали их в скульптурах.
Мраморная голова галатского воина. Поскольку греки Малой Азии гордились своими победами над этими свирепыми воинами, они часто увековечивали их в скульптурах.

Жизнь в Малой Азии

Орда галатов состояла из трёх племен: Толистобогов, Трокмов и Тектосагов. Из них последние были самыми крупными и влиятельными. Каждое племя имело своего вождя, которого греки называли тетрархами. Скоро обосновавшись, племена возобновили свои старые добрые набеги с грабежами друг на друга, как на родине, но быстро осознали что гораздо выгоднее выходят набеги на соседей, с учётом, конечно, слабеющей Империи Селевкидов и нарастающего политического хаоса. И начался этот хаос с того, как Аттал I (ок. 241—197 до н. э.), царь Пергама, отверг сюзеренитет империи, которая в свою очередь все еще рассчитывала держать в узде своих сатрапов. Галаты в этой войне сражались на стороне Селевкидов и потерпели поражение. В 230 г. до н.э. Пергам одержал победу, по итогу которой царство обрело независимость. Примерно в это же время была создана знаменитая статуя «Умирающий Галл». Она стала одной из знаковых скульптур древности, с которой было сделано множество копий.

Римляне

В 189 г. до н.э. на политическую арену Малой Азии вышел новый игрок, еще "молодой" Рим, который объединился с Пергамом в борьбе против Селевкидов. А галаты вновь ошиблись в выборе союзника и уже "по старой дружбе" вместе с Селевкидами были разгромлены. Они отметили столетие своего переселения в Малую Азию двумя поражениями от римских легионов — второе произошло недалеко от Анкиры (Анкары). 

Сообщается, что на в битве участвовало 50 000 галатских воинов. Цифра, конечно, преувеличена, но в целом видно тенденцию демографического роста у греко-галлов.

После поражения галаты пошли на мир с Римом и попали под их политическое влияние. В следующем столетии разразилась новая пучина войн на полуострове благодаря Митридату VI Понтийскому (120–63 гг. до н. э.). Митридат был одним из самых выдающихся и амбициозных личностей, когда-либо выходивших на историческую сцену Малой Азии. Он пытался захватить политическую власть над Вифинией и Каппадокией. Римляне в последовавшей войне разбили Митридата и его союзника, армянского царя Тиграна. 

В это же самое время предводитель Толистобогов Дейотар захватил власть, свергнув других вождей и стал единоличным царем галатов. При Дейотаре галаты, уже по старой традиции, оказались не по ту сторону только уже в гражданской войне давно распавшегося Триумвирата, между Помпеем и Цезарем. В 47 г. до н.э. сам Цицерон рискнул написать защитную речь за кельтского царя. Возможно оно помогло царю выжить и сохранить свое царство. После убийства Цезаря, галаты немедленно перешли на сторону его убийц, но к счастью для них, в последнюю минуту осознав, что снова все не так и все не то, ловко перешли на сторону Октавиана и Антония. Дейотар умер спустя несколько лет, в 40 г. до н.э., в почтенном возрасте, сохранив свое царство в целости и сохранности.

Последним царем Галатии был Аминтас, умерший в 25 г. до н.э. Приняв власть, Аминтас был полон решимости расширять царство. Но к несчастью был убит в результате засады горцев. Вскоре, пользуясь случаем, Цезарь Август объявил Галатию римской провинцией.

Галаты смирились со своим новым статусом римских подданных. Они охотно служили солдатами в легионах - например Легион XXII состоял в основном из галатов и назывался "Дейотаров" в честь бывшего галатского царя.

Народ же галатов, находясь столетиями в культурной изоляции от родины, постепенно эллинизировался, культурно поглощался туземцами и вскоре азиатские галлы совсем прекратили упоминаться в исторических источниках. К сожалению, на этой невеселой ноте закончилось неожиданное путешествие галлов, начавшееся как банальный военный набег.