«Воспитание ребёнка не зависело от воли отца, — он приносил его в «лесху», место, где сидели старшие члены филы, которые осматривали ребёнка. Если он оказывался крепким и здоровым, его отдавали кормить отцу, выделив ему при этом один из девяти земельных участков, но слабых и уродливых детей кидали в «апофеты», пропасть возле Тайгета».
(с) Плутарх, «Сравнительные жизнеописания. Ликург».
На дне ущелья, упомянутого Плутархом, и в самом деле найдены человеческие кости. Но это останки взрослых людей. Как и римляне, бросавшие государственных преступников с Тарпейской скалы, спартанцы использовали гору Тайгет как место казни. Но детей они с неё не сбрасывали. Об отсутствии обычая избавляться от всех хилых и уродливых детей говорят также упоминания о гипомейонах — физически или умственно неполноценных гражданах Спарты. Они не обладали всеми правами здоровых, но оставались спартиатами, то есть представителями правящего сословия.
А вот что в античной Спарте действительно было, так это система военного воспитания, начинавшаяся с детства. Она называлась «агогэ», в буквальном переводе «увод». До семилетнего возраста спартанские дети жили с родителями, но в семь лет мальчиков забирали в специальные учебные лагеря. В известном фильме «300 спартанцев» все дети Спарты обриты наголо, что соответствует исторической истине. Спартанский мальчик получал право носить длинные волосы только в 15 лет.
Некоторые античные авторы писали, что спартанских детей в учебном лагере держали впроголодь. Поэтому когда будущим воинам на празднике кидали кусок сыра, за него начиналась драка, и он доставался самому сильному. Здесь правда смешана с вымыслом. Во время праздников дети участвовали в различных соревнованиях, в том числе по борьбе. Победитель и в самом деле получал в качестве вознаграждения сыр или иное лакомство.
Чтобы стоять в строю фаланги, спартанец с детства должен был полноценно питаться, поэтому детям давали еды вдоволь. Однако еда эта (к примеру, чечевичный суп из свиной крови) была очень невкусной. Дети и подростки были рады любой возможности разнообразить своё меню. Праздники случались не каждый день, в прочее время можно было добыть свежее мясо охотой. Или же украсть что-нибудь, но не у граждан (за такие кражи сурово наказывали), а у илотов, то есть государственных рабов, занимавшихся сельским хозяйством.
Одними кражами дело не ограничивалось. Время от времени проводились так называемые криптии — убийства потенциальных мятежников. Их списки раздавали ученикам, достаточно взрослым, чтобы справиться с человеком, который мог защищать свою жизнь любыми способами. Хоть оружие илотам не полагалось, но у них были крепкие пастушеские дубинки. Кроме того, криптия проводилась ночью и тайно, если поднимался шум, то задание считалось проваленным.
Криптии служили сразу нескольким целям. Во-первых, тем самым в рабах поддерживался страх перед хозяевами. Если даже их дети справляются с самыми умными и смелыми (таких рабов считали наиболее опасными) илотами, что уж говорить о взрослых спартиатах? Во-вторых, криптии давали бесценный опыт скрытного проникновения во вражеский стан и тайного устранения командиров, для чего спартанские юноши должны были обладать теми же навыками, что и японские ниндзя. В-третьих, во время криптий будущие воины учились убивать живых людей, что совсем не просто. Спартанцы считали, что этот психологический барьер в сознании воина должен быть сломан до его первого настоящего боя.
В учебном лагере спартанские юноши жили до 17-летнего возраста. Условия их жизни были весьма суровыми, детей приучали обходиться малым, они спали на жестком тростнике (в качестве послабления разрешалось нарвать крапиву и спать на ней), они во всём подчинялись не только учителям, но и другим мальчикам, назначенным старшими. Дисциплина в спартанцах воспитывалась на протяжении всего обучения, телесные наказания были обыденностью.
Но нельзя сказать, что спартанцы были угрюмыми и ограниченными солдафонами. Их образование включало также занятия музыкой, мальчиков учили играть на флейте. Взрослые спартанцы отращивали длинные волосы и тщательно ухаживали за ними. Перед боем они их мыли и расчёсывали. Юношей учили думать на примерах из прошлых сражений. И эта учёба давала плоды — известны случаи, когда спартанские офицеры возражали даже царям, отказываясь сражаться в заведомо неподходящей местности.
Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе . Также если вам нравятся наши статьи вы можете поддержать нас, став нашим патроном на Patreon.
© Булат Мамлиев