Оксана Костенюк
Когда проекты делают не по любви, а по необходимости и на скорость, то получается очень, очень слабое кино.
История нашумевшего сериала "Ход королевы" началась в 1992 году, и только в 2019 году Netflix заказал у создателей его производство. Столько лет работы над художественным кинопроизведением отображает всю сложность и тонкость процесса.
История фильма про матч Карпова и Корчного в Багио началась в 2012 году с рабочего названия "Контроль времени". Тогда наш продакшен "Видеопроект" искал историю для художественного фильма. Я вспомнила подходящую шахматную историю, все увлеклись, и мы начали большую работу. К нашей команде сначала присоединился режиссёр Глеб Орлов, а затем продюсер Илья Стюарт.
В 2013 году мы с продюсером Алексеем Соколовым съездили к Виктору Львовичу в Швейцарию, чтобы снять большое интервью. В тот момент мы подписали с ним договор об использовании его настоящего имени в нашем фильме "Контроль времени".
В 2014 году я впервые встретилась с Анатолием Евгеньевичем в Думе, и мы подписали первое соглашение про его фамилию в нашем фильме.
Сначала нам даже помогал сам Леонид Верещагин из "ТриТэ", передав контакт одного голливудского сценариста и режиссёра. Как сейчас помню нашу встречу с Леонидом Эмильевичем в студии "ТриТэ", который зачем-то бросил фразу: "Большие продакшены не обижают маленьких, нам нет необходимости воровать идеи". Фраза оказалась пророческой.
В 2016 году мы привезли в Россию американского сценариста. Специально в Москву из Израиля мы пригласили секунданта Виктора Львовича - Якова Мурея, с большим трудом встретились с Анатолием Евгеньевичем, с физиотерапевтом Валерием Крыловым, а встречи с Юрием Балашовым и Игорем Зайцевым в последний момент были отменены, так как они потребовали "голливудский гонорар". Отмечу, что в тот момент я вкладывала в проект не только своё личное время, но и личные финансовые средства, очень приличные. Как и вся наша команда. Редкий случай для российского кинематографа.
Чуть позже пообщались с Игорем Корчным, сыном Виктора Львовича.
Мы максимально собирали всю информацию об истории, с разных сторон.
В начале июня 2016 года мы ещё раз собирались встретиться с Виктором Львовичем, но 6 июня пришла печальная весть - Виктор Львович ушёл из жизни.
Работа над сценарием фильма "Контроль времени" заняла много времени, отлично получившийся сюжет мы дорабатывали уже с российскими сценаристами.
В 2017 году я представляла проект фильма на конкурсе грантов в бизнес-школе СКОЛКОВО. Отдельная для меня гордость, что наравне со стартапами и бизнес-проектами проект фильма "Контроль времени" был замечен, и я получила грант в 1 млн. рублей на обучение по программе MBA.
Моей продюсерской ошибкой оказалось то, что я хотела, чтобы все участники процесса остались довольны. Но я просчиталась. Даже когда Анатолий Евгеньевич потерял сценарий в пятый раз, я его оправдывала перед режиссёром.
В конце апреля 2019 года мне позвонил режиссёр Глеб и сказал, что только что прошёл слух, что ещё даже без сценария "ТриТэ" подаёт заявку на производство фильма "Чемпион" про матч на питчинге Фонда кино.
После этого у нас ещё были варианты про мини-сериал и что-то вроде этого, но все понимали, что огромная машина запущена, даже большим продюсерам уже неудобно, но отменить это они не в состоянии.
О нашей сложной работе над фильмом я дала один единственный комментарий, когда уже вышла новость, что студия "ТриТэ" забирает наш проект.
"Все всё знали..."
Ну что ж, сегодня я наконец-то набралась смелости, чтобы посмотреть фильм "Чемпион мира" и составить своё собственное мнение.
Сюжет в "Чемпионе мира" - это не сюжет, а набор событий. В кино есть правило: если можешь убрать сцену и она не повлияет на последующие, то смело делай это, потому что сцены должны двигать сюжет. В этом фильме можно убрать любую сцену или ряд сцен. Нет ни одного героя, у которого был бы как следует прописан конфликт и путь. Некоторые герои вообще остаются для зрителя неизвестными - например, Петра. Симпатичная девушка, которая на протяжении матча просто сидит где-то рядом.
В фильмах всё максимально должно быть через действие, а не слова. В "Чемпионе" же диалоги прописаны для того, чтобы объяснять события и мотивацию героев.
С жанром в целом получилась беда: когда шутки не умеют гармонично вписывать в драматичный сюжет, то получается местами комедия.
С графикой - большие проблемы. При таких гигантских бюджетах подойти к этому делу без вкуса и без умения - надо постараться.
И бесконечные штампы, штампы, штампы.
Мне очень хотелось, чтобы Виктор Львович, который подписал согласие на использование своего имени в 2013 году, дожил до нашего фильма "Контроль времени" в прокате. И, как мне кажется, он не был бы рад увидеть другой фильм - "Чемпион мира", где известный актёр только лишь кривляется, пытаясь изобразить его сложный характер.
В далёком 2012 году мне также хотелось, чтобы шахматы наконец-то начали снимать красиво и со смыслом. Хорошо, что шахматы таким образом всё-таки докатились до широкого российского проката, но пусть цифры проката говорят сами за себя.
И как говорят мои нынешние учителя: "Радуйтесь, что у вас крадут идеи. Значит, у вас есть, что красть". А свой-то фильм мы уж непременно снимем.
* * *