Рынок электромобилей в Китае показывает активный рост. Но ему противостоит целый ряд факторов. Среди них – кризис полупроводников, сокращение поставщиков и ковидные ограничения. Подробностями об этом поделился основатель Weltmeister Фриман Шен.
В интервью CNBC CEO бренда Weltmeister рассказал о вынужденном повышении цен на электрокары из-за вызванных коронавирусом проблем. Стоит отметить, что именно Китай стал настоящей «меккой» для электромобилей, продажи которых удвоились с 2020 года. Поднебесная стала местом для основания стартапов «электричек», а также площадкой для первых электрокаров крупных компаний. И даже столь быстрорастущий рынок с огромным объёмом инвестиций страдает от ряда проблем.
Одна из них – китайская политика по отношению к коронавирусу. Она заключается в полной изоляции, тотальных локдаунах не только крупных предприятий, но и городов. Из-за борьбы с вирусом КНР отказывается от ряда внешнеэкономических связей. Конечно, такой метод противостояния коронавирусу показывает себя эффективно, но он по-настоящему «душит» бизнес.
Это подтвердил и основатель бренда электромобилей Weltmeister Фриман Шен. Он рассказал, что из-за противодействия вирусу один из поставщиков стартапа в Малайзии прекратил поставки для Bosch China, который в свою очередь перестал доставлять комплектующие для Weltmeister. Внутри Китая после обнаружения случаев заражения в городе Нанкин местный поставщик также оборвал снабжение завода Weltmeister. Схожие события повлияли и на пять других поставщиков бренда. «Все эти вещи убивали нас», - заключил Фриман Шен.
Производители автомобилей по всему миру были вынуждены сократить производство из-за недостатка полупроводников. Проблемы с поставками не прекращаются уже на протяжении одного года. Тем не менее, Фриман Шен сообщил, что проблема с проводниками должна решиться во второй половине 2022 года. Он объяснил свой прогноз активным диалогом с 11 поставщиками Weltmeister.
В то же время Фриман Шен указал на другую проблему – рост себестоимости тяговых аккумуляторов. Так, цены на литий взлетели на 500% по сравнению с предыдущим годом. Аналитики из S&P Global Platts сообщили, что цены на тяговые батареи в 2022 году в среднем будут в четыре раза выше показателей 2021 года. Фриман Шен сказал, что из-за возникшей проблемы рост рынка электромобилей в Китае замедлится. Скорее всего, за 2022 в Китае будет реализовано 5 миллионов «электричек».
При этом глава Weltmeister подчеркнул, что, несмотря на возникающие проблемы, четвёртый квартал 2021 года был для марки самым успешным за всё время с продажами более 15 тысяч электромобилей. А общие продажи марки с конца 2018 года превысили 88 тысяч автомобилей. При этом Фриман Шен подчеркнул, что именно проблемы с поставками не позволили Weltmeister реализовать ещё больше электромобилей.
По словам CEO Weltmeister, проблема с поставками многих производителей вызвана их приверженностью японской стратегии, известной как JIT (Just-In-Time). Её можно перевести, как «точно вовремя», что полностью передаёт смысл принципа. Производитель закупает составляющие лишь тогда, когда они нужны на конвейере. Таким образом себестоимость производства снижается.
Фриман Шен поделился тем, что сейчас стратегия меняется. Так, многие производители тратят больше денег, чтобы обеспечить стабильный доступ к деталям и сформировать склад. По словам Шена, главная потеря для любого производителя автомобилей – невозможность удовлетворения спроса клиента. CEO Weltmeister отметил, что цены на электромобили бренда придётся повысить для компенсации растущих затрат.
Ещё одной проблемой Weltmeister в Китае стали ограничения на передвижение – в любой момент билеты на поезд или самолёт могут быть отменены из-за обнаружения случаев заражения коронавирусом. Фриман Шен подчеркнул, что попросту меньше людей стали добираться до шоурумов автомобилей. Представителям марки пришлось срочно развивать технологии виртуальной реальности, чтобы клиенты могли знакомиться с машинами в дистанционном формате.
На вопрос о планируемом IPO (публичная продажа акций) Фриман Шен ответил, что об этом пока рано говорить. Он подчеркнул: «Конечно, у людей большие ожидания, у наших инвесторов большие ожидания, но пока мы слишком заняты вопросами доставки нашей продукции, надеюсь, мы сможем порадовать всех в скором будущем».
Тут стоит подчеркнуть, что эксперты давно твердят о необходимости ослабления антиковидной политики Китая. Это вызвано тем, что новый штамм вируса под названием «омикрон» распространяется гораздо быстрее «обычного» Covid-19. Но при этом омикрон менее опасен для здоровья человека. Таким образом, привычные Китаю локдауны могут стать неэффективными, да и не слишком востребованными из-за почти нулевой смертности от омикрона. Тем не менее, власти КНР всё ещё придерживаются курса строгих ограничений.