Найти в Дзене
Строительный мир

Сроки затянуты, скандалы не утихают – масштабный дорожный проект Центральной Азии

Оглавление

Непростые геологические условия, огромный объем подготовительных работ, сложные инженерные сооружения, гордость и возложение надежд; затягивание сроков, коррупционные скандалы, критика, большие траты и долги — все это один из крупнейших дорожных проектов Центральной Азии, который реализуется вот уже восемь лет и через два года, наконец, должен быть завершен.

Дорога «Север – Юг»

Строительство трассы протяженностью 433 км от города Балыкчи в южном направлении через Казарман до Джалал-Абада стало одной из наиболее масштабных кампаний современной Киргизии. Ее инициатором в 2011-м выступил бывший президент Республики Алмазбек Атамбаев.

© Кабинет Министров Кыргызской Республики / gov.kg (Строящаяся дорога на карте)
© Кабинет Министров Кыргызской Республики / gov.kg (Строящаяся дорога на карте)

Проект стоимостью почти $1 млрд реализуется в несколько этапов. В рамках первого предусмотрено строительство небольшого участка (12 км) в Нарынской области между селами Кызыл-Жылдыз и Арал (его завершили в 2016-м), а также 142 км от Джалал-Абада до Казармана.

На 334-338 км трассы, на перевале Кок-Арт, с 2016 года ведется проходка тоннеля шириной 10 м, который станет крупнейшим подобным объектом на территории страны, превзойдя на 1,3 км легендарное сооружение через перевал Тоо-Ашуу (2,6 км), построенное в начале 1960-х как часть дороги «Фрунзе (ныне город Бишкек) – Ош». Работы на новом тоннеле осуществляются с обеих сторон; в конце января 2022-го была пробита техническая штольня; на основном объекте пройдено около 3 км.

Построено с нуля

Вторая фаза — дорога протяженностью 96 км между двумя вышеупомянутыми отрезками. Ее открыли в ноябре прошлого года. Главными объектами на этом участке стали два эстакадных моста общей длиной 1,5 км, построенные под руководством китайских специалистов. Дорогу здесь прокладывали с нуля в течение четырех лет вдоль рек Нарын и Кекемерен через скалы, что предполагало большой объем взрывных работ.

Реализация первых двух этапов оценивается примерно в $700 млн — их в качестве заемных средств предоставляет China Exim Bank. Китай, для которого новая дорога станет частью более короткого маршрута в направлении Европы, с самого начала принимает активное участие в проекте, выступая в роли главного кредитора.

Коррупция и срыв сроков

Третий этап — строительство дороги от Кызыл-Жылдыза до Балыкчи (183 км) будет реализован за счет кредитов (около $235 млн) Исламского фонда развития, Саудовского фонда развития и Азиатского банка развития. Работы на этом участке по разным причинам шли медленно; приостанавливались они и из-за пандемийных ограничений.

© Пресс-служба президента КР / president.kg (Строящийся тоннель)
© Пресс-служба президента КР / president.kg (Строящийся тоннель)

Около 70 км должна была построить итальянская компания, выигравшая тендер в 2019-м. Но к концу 2020-го готово было лишь 10 км и с подрядчиком пришлось расторгнуть договор, объявив новый тендер. Вся эта история сопровождалась коррупционным скандалом, вследствие чего за решеткой оказался замминистра транспорта Киргизии. В итоге отрезок между селами Эпкин и Башкууганды будет строить китайская China Railway.

Дорога в будущее

Как неоднократно подчеркивали власти, строящаяся трасса, которая станет самым коротким маршрутом между севером и югом страны, даст мощный толчок развитию экономики, откроет возможность освоения новых месторождений полезных ископаемых (более 20) и поспособствует увеличению турпотока. Именно поэтому объект называют «Дорогой в будущее Киргизии».

Однако с этим согласны не все. Ряд экспертов считает, что в данном случае с целью сокращения расходов на перевозки экономически выгоднее было бы строить железную дорогу. К слову, этот вопрос активно обсуждался еще в 1990-х, а в дальнейшем неоднократно поднимался на встречах с китайскими коллегами. Стальная магистраль вышла бы дороже, но ее не пришлось бы так часто ремонтировать, что неизбежно ждет новую автомобильную трассу.

© Пресс-служба президента КР / president.kg (Президент РК Садыр Жапаров на объекте)
© Пресс-служба президента КР / president.kg (Президент РК Садыр Жапаров на объекте)

Некоторые наблюдатели отмечают, что в отношении дороги, которая строится в сложных геологических условиях, капремонт придется проводить примерно раз в пять лет — а это серьезные расходы. К тому же рассчитываться перед кредиторами Бишкек будет несколько десятилетий.

Ранее предполагалось уложиться в $850 млн, но летом 2021-го стоимость проекта выросла почти на $100 млн. На конец 2021-го было освоено чуть больше $550 млн. Из республиканского бюджета предусмотрено лишь около $20 млн.

Срок завершения проекта — 2023 год

В Киргизии некоторые политики выражают недовольство относительно доли участия Китая в проекте, а точнее, теми условиями, на которые в свое время пошел Бишкек, заключая соглашения с соседями. В частности, условия по кредиту являются менее выгодными в сравнении с другими заимодателями — $700 на 20 лет под 2% годовых. Тот же Азиатский банк развития — $200 млн на 32 года под 1,5%. Чтобы облегчить выплату долга и покрыть частично расходы на содержание, дорогу предполагается сделать платной.

© Пресс-служба президента КР / president.kg
© Пресс-служба президента КР / president.kg

Открыть трассу на всем протяжении планировали в 2018-м, но по ряду причин (в том числе упомянутых выше), среди которых и технические трудности, сроки периодически переносили. В январе 2022-го заместитель министра транспорта и коммуникаций Нурланбек Кайынбаев сообщил, что объект сдадут в эксплуатацию в конце 2023 года.