Как и многие знаменитые художники, Поль Гоген не пользовался особой популярностью при жизни, которую он провел в нищете, болезнях и скитаниях. Зная о том, какое влияние этот самобытный живописец-постимпрессионист оказал на многих художников начала XX века, трудно поверить, что его самая крупная прижизненная выставка полностью провалилась. Произошло это ровно 127 лет назад — 18 февраля 1895 года. Гоген как раз вернулся с острова Таити, где за 4 года написал 47 экзотических картин, большая часть которых теперь входит в его творческое наследие. Эта коллекция была выставлена на аукционе в парижском доме Друо, однако продать удалось только девять картин, да и те — за весьма скромную сумму, которая в итоге ушла на то, чтобы расплатиться с организаторами. Раздавленный и оскорбленный, Гоген решил вновь покинуть Париж и на средства, собранные друзьями, уехал в Полинезию, где вскоре скончался от сердечного приступа в возрасте 54 лет.
Спустя три года после смерти слава, наконец, пришла к Гогену: на парижской выставке 1906-го года были выставлены 227 его работ, которые снискали всеобщее восхищение. В честь художника назван кратер на Меркурии, а его непростая, но удивительная жизнь легла в основу романа Сомерсета Моэма «Луна и грош».
Случай Поля Гогена или, например, его друга Винсента Ван Гога, чьи картины при жизни считались уродливой мазней, — не такой уж редкий. История мирового искусства пестрит сюжетами о творческих провалах и непризнанных шедеврах, будь то живопись, театр, музыка или литература. Сегодня мы решили вспомнить самые интересные из них.
Опера: Джоаккино Россини и «Севильский цирюльник»
Провал самой знаменитой оперы итальянского композитора Джоаккино Россини длился всего один день, но какой грандиозный это был провал! К зимнему карнавальному сезону 1816 года римскому театру «Арджентина» потребовалась опера. Времени на то, чтобы написать новое либретто и согласовать его с цензурой, не было, и Россини решил взять проверенную пьесу — «Севильского цирюльника» Пьера Бомарше. Сторонники старой версии этой оперы, поставленной Джованни Паизиелло, организованно сорвали премьеру. Она прошла под свист и гвалт, которые начались, едва Россини вышел и сел за клавесин. Исполнитель роли дона Базилио, споткнувшись, разбил лицо и пел арию о клевете, вытирая кровь платком. Вдобавок ко всему на сцену внезапно выбежала кошка и никак не хотела уходить. Россини, внешне хранивший невозмутимость, был шокирован и покинул театр еще до финальных поклонов.
К счастью, в день второго спектакля, когда недоброжелатели Россини отсутствовали, обычная публика оценила достоинства оперы и отправилась в гостиницу, где уединился композитор, чтобы воздать ему заслуженную хвалу. Говорят, что Россини сперва так испугался толпы, что спрятался на конюшне.
Кинематограф: студия New Line Cinema и «Золотой компас»
В 2007 году одна из крупнейших американских кинокомпаний — New Line Cinema — выпустила экранизацию фантастического романа Филипа Пулмана «Северное сияние», открывающего книжную трилогию «Темные начала». В центре сюжета — приключения сироты Лиры Белаквы в параллельном мире, где существуют ведьмы, бронированные медведи, наука, магия и организация, именующая себя Магистериум.
Киноадаптация этой истории стала одним из самых дорогих проектов New Line Cinema. Фильм «Золотой компас» собрал в мировом прокате $372 млн при бюджете в $180 млн, но и этого оказалось мало, чтобы вложения создателей окупились. Дело в том, что для финансирования фильма студия продала зарубежные права и… проиграла: в США кино успехом не пользовалось. Провал заставил корпорацию WarnerMedia лишить New Line Cinema автономии, после чего компания, создавшая экранизацию «Властелина колец» и франшизу «Кошмар на улице Вязов», стала всего лишь еще одним подразделением Warner Bros.
В 2019 году каналы BBC One и HBO сняли по книгам Пулмана сериал «Темные начала», который оказался куда более успешным.
Литература: Николай Гоголь и «Женитьба»
В 1842 году в петербургском Александринском театре состоялась премьера пьесы Николая Гоголя «Женитьба, или Совершенно невероятное событие в двух действиях». «Литературная газета» того времени по горячим следам опубликовала короткую рецензию:
«Театр был полон. В продолжение пиесы было несколько взрывов хохота. К концу, который на сцене выходит как-то не совсем эффектен, стало тише, и, когда занавес опустили, раздалось шиканье».
Несколькими днями позже прессу прорвало. О местах, которые были более-менее благосклонно приняты публикой, уже не писали вовсе. Сконцентрировались на другом. Газета «Северная Пчела» заявила, что у пьесы Гоголя нет «ни завязки, ни развязки, ни характера, ни острот, ни даже веселости». Журнал «Репертуар и Пантеон» высказался еще категоричнее:
«Сцены эти, набросанные кое-как, без достаточной завязки и развязки, невозможно назвать комедией… Для комедии требуется правдоподобие, а в «Женитьбе» нет ни того ни другого. Публика не дозволила по окончании пьесы ни одного одобрительного хлопка...»
Балет: Игорь Стравинский и «Весна священная»
Сейчас балет Игоря Стравинского «Весна священная» (автор декораций, костюмов, либретто — Николай Рерих, хореограф — Вацлав Нижинский, импресарио — Сергей Дягилев) считается классикой — «Золотую пластинку» с его музыкой даже отправили в космос на аппарате «Вояджер-1». А вот во время парижской премьеры этого балета в мае 1913 года в театре Елисейских Полей разразился настоящий скандал с массовой дракой в зале: пришлось даже вызвать полицию, которая арестовала чуть ли не 40 человек. Французский писатель и драматург Жан Кокто, посетивший премьеру, оставил такие воспоминания:
«С первых тактов публика встала на дыбы. В зале смеялись, улюлюкали, свистели, выли, кудахтали, лаяли… Гвалт перерос в форменное сражение. Стоя в своей ложе, со съехавшей набок диадемой, престарелая графиня де Пуртале, вся красная, кричала, потрясая веером: “В первый раз за шестьдесят лет надо мной посмели так издеваться!”».
В основу замысла «Весны священной» лег сон Стравинского, в котором он увидел древний ритуал — молодая девушка в окружении старцев танцует до изнеможения, чтобы пробудить весну, и погибает. Сам Стравинский был в зале во время премьеры, и, теоретически, его могли просто линчевать — кто-то вырвал откидное кресло и попытался ударить им композитора. Стравинский сумел увернуться, а потом и вовсе проломиться сквозь толпу за кулисы, как уверяют свидетели — со словами: «Идите все к черту!».
Скандальная премьера балета была великолепно реконструирована в художественном фильме «Коко Шанель и Игорь Стравинский», снятом в 2009 году Жаном Куненом по роману Криса Гринхала «Коко и Игорь».
Если хотите первыми узнавать о новинках, предлагаем время от времени заглядывать в нашу подборку книг по предзаказу со скидкой 30%.
Еще больше интересных материалов — в нашем Telegram-канале!